Чужой среди своих


Вадим Рутковский
26 апреля 2024

26 апреля завершается 46-й Московский международный кинофестиваль. До объявления итогов рассказываем о нашем любимом конкурсанте – «Пришельце» Ивана Соснина.

Соснин не бросает и малую форму: в конкурсе короткометражного кино его 19-минутные «30 секунд». Продолжительность фильмов Ивана всегда естественна, и «Пришелец» длится лаконичные 73 минуты: ничего лишнего


Живёт в деревне чудачок, для кого и дурачок:

Лёха, слабослышащий после перенесённого в детстве отита; отит же возник из-за трёх дней на морозе после загадочного исчезновения матери (Василина Маковцева из «Коляда-театра»). Чистит чудачок конюшни, страдая от жестокого обращения с лошадьми упыря-хозяина (Сергей Фёдоров из «Коляда-театра»; уральский дух «Пришельца» – и в пейзажах, и в людях). Да, это, кажется, первый фильм Соснина где есть недобрые и нехорошие. Их мало, но от них никуда не денешься.


На попечении чудачка (может, и наоборот; тут не разобрать, кто кого опекает) нехожавая бабуля – то ли тётка, то ли соседка (Татьяна Голубева-Сумарокова); смотрит ревниво и жадно на провинциальные танцы ровесников – Лёха снимает в клубе видосы с танцующими теми, кому за 70. 

У Соснина винтажные советские пары кружатся в вальсах под Муджуса; и я даже не знаю, какое слово к этим кадрам подобрать. Фантастика?! 

Да, оно.


И весь «Пришелец» – фантастика. И в буквальном смысле тоже:

чудачок плохо слышит людей, но отчётливо – потусторонние голоса. Из космоса, в котором, верит он, исчезла мать. И пришелец является – в теле немой девочки (магнетическая ребёнок-модель Алёна Мирошникова), поначалу принятой за одну из банды местных детей, досаждающих незаконными вторжениями, дразнилками и кричалками.


Я не сказал про ключевой архитектурный момент фильма: Лёха с тёткой-бабкой живут в немыслимой башне – почти вавилонском создании из мусора, который чудачок собирает с такой же истовостью, с какой герой корметра «Урок экологии» мусор сортировал. Другой привет от прошлых фильмов Соснина – маринованные огурчики, без маркировки, но мы-то знаем, что это «Дядя Ваня». Но жанр, сюжет, атмосфера «Пришельца» – новые; жёстче, резче, печальнее и фантасмагоричнее. 

Фильм – как лёшкин дом: из знакомых, бросовых, бытовых штуковин создаётся диковинная и стройная конструкция. 


Стройматериалами – элементы sci fi и мотивы социальной драмы о замкнутых коллективах и пространствах: теснота жизни обостряет конфликт обывателей и одиночки. Цементом – тревожная зыбкость происходящего: точно ли это фантастическая история? Правда ли чудачок установил контакт с внеземным разумом или всё прозаичнее: действительно, сумасшедший?

Лирический реализм, know how Соснина, встречается с повседневной жестокостью русской жизни;

неизлечимо архаичная среда облагораживается молодым режиссёрским взглядом; странность не бьёт по глазам – растворена в воздухе; и даже Максим Стоянов не наигрывает лишнего. 


Под прячущими солнце облаками снег лежит; близкие исчезают и никогда не возвращаются; детская игра в царя горы может навредить здоровью; лошади терпят боль, а пары танцуют фокстрот – ну или вальс, не суть.

И всё вокруг, конечно, прекрасно, но если выпадает шанс свалить с этой планеты, не стоит его упускать. 

Но и чудеса ещё случаются?