«Оскар» раскрыл карты


Вадим Рутковский
25 января 2017

24 января 2017 года объявлены претенденты на премию Американской Киноакадемии

89-я церемония награждения состоится 26 февраля, пока же – комментируем, прогнозируем и радуемся собственному вкладу в популяризацию оскаровского пула. Официальный сайт премии и полный список номинантов – по этой ссылке.

Лучший фильм года

На главный «Оскар» (достаётся он, кстати, не режиссеру, а продюсерам) рассчитывает девятка фильмов – не великолепная семерка, но точно и не омерзительная восьмёрка.

Американский киноистеблишмент ориентируется на качество и традиции, ничего «из ряда вон» сюда не проникнет (зато политкорректный баланс белых и чёрных соблюден более чем). Догадываюсь, за кого будут болеть у нас: «Ла-Ла Ленд» сотрясает соцсети, будто это не стилизованный под старый Голливуд мюзикл, а «Список Шиндлера». На другом полюсе – военная драма «По соображениям совести»: религиозная пропаганда плюс кишки наружу. Дальше – коротко обо всех.

«Ла-Ла Ленд» / La La Land

Рискну напомнить свой прошлогодний репортаж из Венеции, добавив толику скепсиса в почти всеобщее ла-ла-поклонение. Замечу, что на новую «Вестсайдскую историю» или «Шербурские зонтики» «Ла-Ла Ленд» не тянет и по универсальной причине, из-за которой настоящая мелодрама сегодня почти невозможна. Равенство героев сводит на нет потенциальный конфликт.

Худшее, что с ними может случиться (и случается) – устанут друг от друга, и все дела.

Другой конфликт изумительно надуман: кризис в отношениях безработного джазового пианиста Себа и его подруги-официантки, мечтающей, конечно же, стать актрисой, начинается, когда Себ «предает» идеалы, идя на сотрудничество с коммерческим джазменом. Тот, знаете ли, использует и компьютер с синтезатором, и девах на подпевках, и элементы стиля соул. А в свое оправдание говорит Себу: ты, мол, на Телониуса Монка молишься, так он революционером был, а не традиций держался. Режиссер Дэмиен Шазелл точно не революционер, никаких новаций в реинкарнации мюзикла не ищет. Зато 14 номинаций на «Оскар» у фильма есть.

«Лев» / Lion

Драма Гарта Дэвиса с Николь Кидман, Руни Марой и открытым в «Миллионере из трущоб» Девом Пателем. Поиск почти невозможного сегодня мелодраматического надрыва привел авторов в Калькутту, на родину потерявшегося пятилетнего малыша, усыновленного позднее австралийской парой и добравшегося до собственной мамы лишь через 25 лет.

Основано всё, как ни странно, на реальных событиях.

6 номинаций.

«Лунный свет» / Moonlight

Ведущий прошлогодней оскаровской церемонии Крис Рок потешался над Джадой Пинкетт, одной из заводил скандала по поводу «белого «Оскара». Смех – смехом, а скандал не прошел зря – академики перенервничали и номинировали сразу две афроамериканские драмы. Обе (вторая – «Ограды», о ней – ниже) основаны на театральных пьесах. «Лунный свет» Барри Дженкинса – экспрессивная история чернокожего гея из Майами, состоящая – как трилогия Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» – из трех частей, трех портретов героя в разные отрезки жизни.

Неизбитая форма повествования, эмоциональная взвинченность, политическая корректность.

Вот и готовы 8 номинаций на премию. В российском прокате «Лунный свет» – с 16 февраля.

«Любой ценой» / Hell or High Water

Реалистичный современный вестерн англичанина Дэвида Маккензи, снятый, как положено вестерну, в Штатах. Самое интересное в нем – то, как в классический жанр инсталлируются актуальные политические мотивы. Братья-разбойники (Крис Пайн и Бен Фостер) здесь грабят банки – но не наживы ради, а лишь для того, чтобы с этими же банками расплатиться.

На стенах вопиюще нищих районов надписи в духе «Три ходки в Ирак, а за душой ни гроша».

4 номинации на премию.

«Манчестер у моря» / Manchester by the Sea

Драма самого «чеховского» американского драматурга и режиссера, непревзойденного мастера по-чеховски «скучных историй» Кеннета Лонергана («Можешь рассчитывать на меня», «Маргарет»). 6 номинаций.

«Ограды» / Fences

У второй афроамериканской пьесы на экране – 4 номинации. Пишу телеграфно, поскольку фильма не видел и вынужден оперировать сухими официальными сводками. Режиссер и исполнитель главной роли – Дензел Вашингтон. Жанр – ретро-драма. Сюжет закручен вокруг персоны Троя Макссона, чернокожего работяги, переживающего непростые отношения с сыновьями. Название – аллегорическое, хотя Трой действительно возводит ограду на протяжении многих лет, но этот забор – и защита от смерти, и коммуникативный барьер.

«По соображениям совести» / Hacksaw Ridge

Биография Десмонда Досса, героя Второй мировой, давшего клятву не прикасаться к оружию и, тем не менее, отправившегося служить в армию – чтобы спасать раненых на передовой солдат. Из реальной парадоксальной истории у Мела Гибсона («Храброе сердце», «Страсти Христовы», «Апокалипсис») получился рычащий микс правоконсервативных ценностей и религиозного кликушества.

Ну и не без фирменного плотоядного любования будничными ужасами войны.

Я не то, чтобы против, взгляды всякие нужны, 6 номинаций тому подтверждение, но киноязык Гибсона кажется мне архаичным и, вкупе с идеологической пропагандой, почти невыносимым.

«Прибытие» / Arrival

Фантастический фильм канадского формалиста и перфекциониста Дени Вильнева о контакте землян и инопланетян.

Каждый кадр отточен и визуальным совершенством похож на каллиграфические круги-иероглифы, которыми пришельцы выражают свои намерения.

Фильм также пластически красив, также сложно устроен и также просто дешифруется. Вся кропотливая работа лингвистов, направленная на поиск коммуникации с гигантскими спрутами, все постановочные усилия – ради нехитрой морали: договариваться лучше, чем воевать. В наличии финальный твист, связанный с личной драмой главной героини. Разгадывается задолго до финала, впрочем, я молчу, вдруг кто-то еще не видел и намеревается посмотреть получившее 8 номинаций «Прибытие» ближе к церемонии.

«Скрытые фигуры» / Hidden Figures

Еще один жест по превращению «белого «Оскара» хотя бы в мулата: выдвижение драмы Теодора Мелфи о вкладе афроамериканских сотрудниц NASA в космическую миссию Джона Гленна. Основано на реальных событиях, рассказано по стандартной схеме. 3 номинации. В российском прокате – с 16 марта.

Лучшая женская роль

Рут Негга, «Лавинг» / Loving

Участница «Войны миров Z» и «Варкарфта» номинирована за серьезный фильм – байопик Джеффа Николса «Лавинг» о супругах Лавингах, белом и черной, угодивших в Америке 1958-го за свой межрасовый брак под суд. Времени на восстановление справедливости ушло порядочно – только в 1967-м победили Лавинги штат Вирджиния и заложили камень семейного очага там, где всегда мечтали. Молодцы.

Натали Портман, «Джеки» / Jackie

В репортаже из Венеции я обошелся минимумом слов. Что тут говорить: Портман в роли Жаклин «Джеки» Кеннеди между выстрелами в Далласе и выстрелами почетного караула на похоронах JFK – великолепна.

Эмма Стоун, «Ла Ла Ленд» / La La Land

Кто сравнится со Стоун в сексуальной хрипотце голоса и сражающей наповал гипер-улыбке?

Мерил Стрип, «Флоренс Фостер Дженкинс» / Florence Foster Jenkins


С 1979 года Мерил Стрип номинировалась на «Оскар» 20 раз (и трижды становилась его обладательницей). Юбилейную номинацию ей принесла роль в байопике Стивена Фрирза – об обладательнице чудовищного голоса, грезящей карьерой оперной дивы. Заочно очень напоминает французский байопик 2015 года «Маргарита» с Катрин Фро.

Изабель Юппер, «Она» / Elle

Как ни странно, номинация за роль в ехидной, (анти)буржуазной и (анти)французской драмеди Пауля Верхувена – первая оскаровская номинация величайшей актрисы.

Лучшая мужская роль

Кейси Аффлек, «Манчестер у моря» / Manchester by the Sea

Тонкий, умный, интеллигентный актер в тонкой, умной, интеллигентной драме. Звучит беупречно, но пресновато, не находите?

Дензел Вашингтон, «Ограды» / Fences

Седьмая «оскаровская» номинация двухкратного лауреата премии. К афроамериканскому присутствию в номинантах 2017 года ни одна Джада Пинкетт не подкопается.

Эндрю Гарфилд, «По соображениям совести» / Hacksaw Ridge

Экс-ученик чародея и самый незадачливый Спайдермен из реинкарнации комикс-франшизы играет в кровавой христианской агитке реального человека, Десмонда Досса. В жизни Досс обаятельнее, чем Гарфилд, хотя в Голливуде обычно наоборот. Впрочем, самоотдача актера не уступает одержимости его героя.

Райан Гослинг, «Ла-Ла Ленд» / La La Land

Актер, вернувший в кино гетеросексуальный шик старого Голливуда; и даже Клуни не носит костюмы так элегантно.

Вигго Мортенсен, «Капитан Фантастик» / Captain Fantastic

Персонаж анархистской комедии, пожалуй, самый интересный в пятерке: растит шестерых детей в лесу, вне капиталистического общества с его порочной системой образования, не возбраняет читать «Лолиту», но запрещает использовать слово «интересно» – как слишком общее, как лишенную настоящего смысла увертку.

Лучший режиссер

Давайте просто посмотрим им в глаза (или на них – Лонерган отвел взгляд, подвергшись неожиданной атаке своего актера). Не так часто мы знаем, как выглядят режиссеры (если они, конечно, не Мел Гибсон).

Дени Вильнев, «Прибытие»

Мел Гибсон, «По соображениям совести»

Барри Дженкинс, «Лунный свет»

Кеннет Лонерган, «Манчестер у моря»

Дэмиен Шазелл, «Ла-Ла Ленд»


Лучший фильм на иностранном языке

К этой номинации у нас особое отношение: три из пяти претендующих на «Оскар» фильмов были показаны в России на фестивалях CoolConnections.

Сомневаться в победе «Тони Эрдманна» не приходится; есть в этом какая-то обреченность, хотя фильм, конечно, неплохой. Полный комментированный список всех работ, выдвинутых странами мира, – в нашем беспрецедентном онлайн-проекте «Оскар не говорит по-английски».

«Вторая жизнь Уве» / En man som heter Ove

Ханнес Хольм, Швеция, 2015

Российская премьера утопической скандинавской комедии (подробнее – здесь) состоялась на прошлогоднем фестивале «Новое кино Швеции».

«Коммивояжер» / Forushande

Асгар Фархади, Иран, 2016

Драма от автора «Развода Надера и Симин»; снова про семейные отношения – с учетом чисто иранской специфики, но и с универсальными отсылками к классической пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера». Прямо сейчас в российском прокате – можете посмотреть сами.

«Под песком» («Моя земля») / Under sandet

Мартин Зандвлиет, Дания, 2015

Хит прошлогодней «Датской волны»; подробнее – здесь.

«Танна» / Tanna

Бентли Дин, Мартин Батлер, Австралия, 2015

Про любовь аборигенов крошечного тихоокеанского государства Вануату.

«Тони Эрдманн» / Toni Erdmann

Марен Аде, Германия, 2016

Вот, собственно, что мы писали о рецепте приготовления правильного «Тони Эрдманна» к фестивалю немецкого кино.

Лучшая мужская роль второго плана

В этой номинации условные юнцы – Махершала Али («Лунный свет»), Дев Патель («Лев») и Лукас Хеджес («Манчестер у моря») конкурируют с матерыми Джеффом Бриджесом («Любой ценой») и Майклом Шэнноном («Под покровом ночи»). Причем оба «зубра» играют техасских рейнджеров: герой Бриджеса идет по следу хороших грабителей, герой Шэннона (на фото) охотится на плохих насильников – и даже неоперабельный рак ему не помеха.

Лучшая женская роль второго плана

Здесь почти такой же расклад – три к двум, только вместо фактора возраста работает фактор расовой принадлежности. Три афроамериканские актрисы – Виола Дэвис («Ограды»; на фото), Наоми Харрис («Лунный свет») и Октавия Спенсер («Скрытые фигуры») соревнуются с Николь Кидман («Лев») и Мишель Уильямс («Манчестер у моря»).

P.S.

В других номинациях выделим «Анимированную жизнь» (Life, Animated), претендующую на «Оскар» за лучший неигровой фильм: ее показ прошел на фестивале «Доку-MENTAL», чем мы гордимся.