«Бритфест»-2016: Каннское золото, Лоуч, труд и театр


Леонид Александровский
20 октября 2016

XVII фестиваль британского кино открывает лауреат «Золотой пальмовой ветви» «Я, Дэниел Блэйк».

Очередной «Бритфест» – масштабная кинопанорама, в которой важное место принадлежит захватывающим социальным драмам, комедиям и триллерам.

«Я, Дэниел Блэйк» (I, Daniel Blake) – новый шедевр Кена Лоуча, триумфатор 69 Каннского кинофестиваля и победитель самой демократичной секции 69 фестиваля в Локарно: за победу «Блэйка» проголосовали зрители восьмитысячной Пьяцца Гранде. На московскую премьеру приезжает постоянный соавтор Лоуча, драматург Пол Лаверти.

Этот фильм мог и не появиться на свет: после съемок «Зала Джимми» (Jimmy’s Hall, 2014) Лоуч обещал оставить кино и уйти на пенсию. Вернуться 80-летнего классика заставил прошлогодний триумф консерваторов-тори на выборах в британский парламент:

Лоуч почувствовал, что не может оставаться не у дел, когда его главные оппоненты продолжают проводить политику, с которой великий летописец треволнений маленького человека решительно не согласен.

В центре сюжета этого снятого в Ньюкасле фильма – мытарства заглавного героя, 59-летнего слесаря, которому приходится подать заявку на материальную помощь государства по состоянию здоровья. В процессе хождения по бюрократическим мукам Дэниел знакомится с молодой Кейти и двумя ее детьми, которым пришлось смотаться подальше от Лондона, дабы избежать принудительного заселения в ночлежку для бездомных.

Продолжая традицию своего позднего периода, Лоуч пригласил на главные роли маргинальных исполнителей – местного стэндап-комика Дэйва Джонса и начинающую актрису, уроженку Южного Лондона Хэйли Сквайерс. Именно таким, незасвеченным огнями рампы актерам Лоуч всегда доверял донесение главного политического и человеческого смысла своего кинематографа. Посыл его остается неизменным уже полвека: имеет значение только то искусство, в котором отражается реальность существования простого человека, не изуродованная идиотизмом сценарных штампов и ширпотребной эстетикой коммерческого кино.

Лоуч – абсолютный герой года и «Бритфеста»: рядом с «Блэйком» – документальный байопик «Кен Лоуч: Жизнь и фильмы» (Versus: Life And Films Of Ken Loach). Это Кен Лоуч глазами Кена Лоуча и его окружения.

Майская «Золотая пальмовая ветвь» в Канне стала отличным подарком к юбилею режиссера (Лоуч отметил 80-летие 17 июня). Вышедшая сразу после каннского триумфа документальная картина опытной телевизионщицы Луиз Осмонд – удачный опыт стилистической и идеологической биографии автора «Кеса» (Kes, 1969), «Отбросов общества» (Riff-Raff, 1991) и «Песни Карлы» (Carla's Song, 1996), хронология вызревания мировоззрения самого политически острого и обоснованного британского режиссера всех времен. Уникально цельная – но предельно разнообразная – фильмография Лоуча препарируется в контексте политической истории Британии последнего полувека: ранние успехи режиссера сменяются брожением 70-х, застоем тэтчеровских 80-х, возрождением и новым международным признанием 90-х. Зритель наблюдает, как полудокументальная эстетика «камеры-наблюдателя», подсмотренная Лоучем и его оператором Крисом Менгесом в фильмах Милоша Формана, сменяется цветастой историографией 70-х, документалистикой 80-х и рекламными роликами, снятыми в начале 90-х (сам Лоуч считает их надиром, низшей точкой своей режиссерской карьеры).

Биографическое повествование смонтировано с документальным бэкстейджем съемок «Дэниела Блэйка» и свидетельствами сотрудников Лоуча и членов его семьи, приоткрывающими завесу над заповедными чертами характера героя.

Так, жена режиссера утверждает, что Лоуч-режиссер никогда бы не задействовал в своих фильмах Лоуча-актера, а Дэвид Брэдли и Гэбриел Бирн не стесняются донести до зрителя истории о режиссерской безжалостности классика.

Еще одна нить повествования: драматичные истории соратников Лоуча разных периодов (Джима Аллена, Кэрол Уайт, Крисси Рок), складывающиеся в полнометражную панораму большого и славного периода в истории британского кино.

Благодаря мощнейшему влиянию Лоуча, британское кино всегда выделялось социальным реализмом и остротой – независимо от жанров. Отличные примеры – триллер «Туманные отношения» и комедия «Сиделка», которую москвичам представит актер-скала Брайан Кокс.

«Туманные отношения» (A Patch Of Fog)  – cевероирландский триллер на почве бытовых пороков и классовой ненависти.

Триллер об изощренно странных, на грани патологии, отношениях персонажей, оккупирующих разные уровни классовой пирамиды – жанр стопроцентно британский, знавший безусловные шедевры вроде «Слуги» (The Servant, 1963) Джозефа Лоузи. В полнометражном дебюте Майкла Леннокса в «туманные отношения» вступают немолодой писатель-телеведущий Сэнди Даффи (Конлет Хилл) и страдающий от одиночества охранник из супермаркета Роберт (Стивен Грэм), однажды подглядевший, как «лицо из телевизора» ворует у него в магазине какую-то ерунду ради острых ощущений. Роберт и Сэнди начинают изматывающую игру в кошки-мышки, по ходу которой каждый из участников предстает то агрессором, то жертвой, и оба бросают все силы на то, чтобы вывести оппонента на чистую воду – и вытащить из него все его тайные страхи, грешки и комплексы.

Смачный, полный ядреных деталей и сцен фильм Леннокса, балансирующий между экзистенциальной психодрамой и жанровым экспериментом, большинству зрителей покажется революционным хотя бы из-за того, что лорд Варис – кастрированное альтер-эго Конлета Хилла из «Игры престолов» – оказывается, способен интересоваться женщинами.

Уроженец Ливерпуля Стивен Грэм, известный по другому сериалу HBO «Подпольная империя», а также по эпопее Шейна Медоуза «Это – Англия!» (This Is England), отчаянно убедителен в роли маленького человека, пытающегося вырваться со дна общества и выдавить из своего «спарринг-партнера» хоть каплю искреннего сочувствия. В образе женщины, встающей между героями, фанаты «Шерлока» распознают незабвенную Ирэн Адлер – актрису Лару Пулвер. Отдельного упоминания заслуживает наваристый саундтрек, записанный фронтменом североирландской группы Snow Patrol Гэри Лайтбоди.

«Сиделка» (The Carer) – комедия о дружбе пожилого актера и юной сиделки.

Вопрос о судьбе многотысячной армии профессионалов сферы услуг из Восточной Европы стоит нынче на островах особенно остро, благодаря грядущему Брекзиту. В «Сиделке» эта проблемная ситуация решается в жанре уморительной театральной байки о ворчливом мастодонте лондонской сцены, которому из-за старческого недомогания приходится менять обслугу как перчатки – пока на горизонте не появляется миловидная начинающая актриса из Будапешта, готовая побороть брезгливость и скрасить увядание мэтра. Фильм венгерского ветерана Яноша Эделены – фотографа и режиссера, известного, прежде всего, телепостановкой «Ричарда II» (Richard II; 1976) – занимателен именно в качестве юмористического трибьюта миру британского театра.

Главная удача фильма – приглашение на роль сэра Майкла шотландского титана Брайана Кокса, которому, как всегда, удается безболезненно чередовать элегические эпизоды с залихватской эксцентриадой: фильм стоит смотреть хотя бы ради сцен, где исполненный стариковского гнева Кокс выдает монологи Гамлета и Лира.

Молодой венгерской дебютантке Коко Кёниг удивительным образом удается не потеряться на могучем фоне заслуженного партнера. Хороши и остальные актерские работы – элегантная Анна Чэнселлор в роли пассии Кокса, Эмилия Фокс (дочь другого ветерана британской актерской школы, Эдварда Фокса) в роли дочери, и особенно великолепный валлиец, звезда фильмов Джармена Карл Джонсон, чьи сцены с Коксом не могут не напомнить блестящую пьесу Рональда Харвуда «Костюмер».