A2f23d9a 2577 446f 9634 eb8bdb292bea

Тайное сияние

A3e73a66 09ea 4000 b100 6756e733cd1c
Вадим Рутковский
3 июля 2018

Романтический триллер «Пылающий» корейского классика Ли Чан Дона выходит в прокат

Экранизация короткого рассказа Харуки Мураками длится два с половиной часа, но пролетает на одном дыхании.

Чон Су – юноша без определенного рода занятий; носится по Сеулу курьером, да и той работы скоро лишится; да и что ему нормированный труд, когда он мечтает стать писателем? В девушке, пробавляющейся такой же необязательной подработкой – беспроигрышная рекламная лотерея у входа в магазин, – он узнает свою школьную приятельницу Хэ Ми. Точнее, это она его узнает – Хэ Ми улучшила внешность пластической операцией, не исключено, что из-за Чон Су, когда-то обозвавшего её страшилищем.

Парень встречает девушку: классический зачин любовных историй. Но это не любовная история.

This is not a love song, если цитировать песню-заклинание Public Image Ltd.  Поначалу всё к ней ведёт, только Ли Чан Дон («Оазис», «Тайное сияние», «Поэзия») не из тех, кто оправдывает ожидания.


Девушка приводит парня в свою крохотную квартирку, куда солнечные лучи попадают лишь раз в день, на закате, отразившись от стекол здания напротив.

Девушка и парень занимаются сексом; оргазм совпадает с тем коротким мгновением, когда солнце украдкой скользит по стене комнаты-пенала.

Эта близость для героев окажется единственной: Хэ Ми уезжает в путешествие по Африке, оставив Чон Су ключи – кормить кота. Животное застенчиво до невидимости: кажется, в комнатке и муравью негде спрятаться, не то, что четвероногому млекопитающему, но Чон Су кота так и не встретит. Может, это выдумка? Хэ Ми, в общем, походит на сумасбродку, однако к каждому следующему визиту парня корм исчезает. Значит, не выдумка?

Из Африки Хэ Ми возвращается не одна, а с Беном, молодым, красивым и богатым плейбоем. Рядом с ним Чон Су – чёрная кость. Продолжение отношений кажется невозможным – но, может, только кажется? И Чон Су, Хэ Ми и Бена связывает подобие дружбы – странное, нежное, иногда немного нервное; кульминацией коротких встреч этого невозможного трио станет теплый загородный вечер на ферме брутального отца Чон Су, с марихуаной и томным танцем Хэ Ми на закате. Больше её никто не увидит – девушка исчезнет, Чон Су окажется обречен – на поиск, тревогу и паранойю...


Единственное, в чем можно придраться к безупречно сделанному «Пылающему», – его российское прокатное название. Burning в напыщенного «Пылающего» превратили из желания завлечь зрителя-лентяя на длинный корейский фильм; этим же продиктована и нелепая уловка – мол, у картины самые высокие рейтинги за всю историю Каннского фестиваля. (Какие именно рейтинги? Печатных и онлайн изданий, расставляющих оценки фильмам, в Канне десятки. И кто поручится за ВСЮ историю? Написали бы честно – приз ФИПРЕССИ, только награда Международной федерации кинопрессы, конечно, не Золотая пальмовая ветвь, в качестве рекламы не годится). Никто здесь не пылает: Чон Су немного аутичен – он, стыдясь отца, угодившего за очередную потасовку в тюрьму, изо всех сил подавляет эмоции, Бен самодоволен и холодноват, а с Хэ Ми больше ассоциируется ветер.

Визуальный аналог фильма – не бушующее пламя, но загадочное мерцание, блуждающий огонек, манящий в неизвестность.

Название же, которое точнее переводится, как «Сжигание» (под ним фильм фигурировал в моем каннском репортаже), происходит от дикого хобби Бена: с периодичностью оборотня в полнолуние он объезжает округу и поджигает парники. И рассказ Харуки Мураками, на котором основан фильм, в русском переводе называется без затей: «Сжечь сарай». Не знаю, почему сарай – то ли неточность перевода, то ли в японском оригинале речь действительно шла о сараях.


Ли Чан Дон вообще многое изменил – сделал героев ровесниками, наделил именами, придумал совершенно другой – жестокий и мрачный – финал. В принципе, сохранил атмосферу первоисточника, сотканную из неясностей и умолчаний, акварельно, легким прикосновением камеры-кисти намеченных чувств и джазовой легкости. Но превратил безмятежный лирический рассказ в полноценный триллер, где напряжение рождается и из сюжета с необъяснимым исчезновением, и из россыпи деталей – от кота-невидимки (у Мураками его, кстати, нет) до северокорейских пропагандистских динамиков (их звук доносится до деревенского дома Чон Су, стоящего у самой границы). Непокой – синоним этого фильма, ускользающего от однозначных интерпретаций и оставляющего в упоительной горько-сладкой растерянности.

PS Изначально этот текст назывался «Тайное сияние невидимого кота», однако графически такой вариант выглядел так себе, пришлось редуцировать до «Тайного сияния». Прошу считать вторую часть названия невидимой!

77379fc25e6a86d71e14b8b5ada5a22b86882292

Пылающий (2018)

CoolConnections рекомендует