10 киношедевров из Чехословакии




Вадим Рутковский
25 июня 2018

Необходимо знать каждому приличному синефилу

25 июня показом «Любовных похождений блондинки» в Москве начинается миниретроспектива Милоша Формана. А 29 июня тот же фильм открывает 53-й международный кинофестиваль в Карловых Варах, самый знаменитый кинофестиваль Восточной Европы. Хороший повод для нас открыть новую рубрику в «Журнале CoolConnections» – «Кинокарта».

В ней будут появляться десятки c классическими работами из разных стран: рекомендации для начинающих синефилов (старики-то это всё, конечно, видели). С минимумом комментариев и обязательными иллюстрациями: я-то абсолютно уверен, что чем значительнее фильм, тем меньше слов ему нужно; любой кадр скажет больше и привлечёт внимание лучше объемных рецензий.


Начнём с десяти великих фильмов десяти великих режиссеров, снятых в Чехословакии, уже исчезнувшей с карты мира стране (хотя и сегодня большинство картин Чехия и Словакия производят совместно). Это не рейтинг, располагаются фильмы в произвольном порядке – как треки в диджейском плейлисте. Вместо традиционных аннотаций с кратким пересказом сюжета – хэштэги, пунктиром обрисовывающее настроение и значение каждой картины.

1. «Любовные похождения блондинки» (Lásky jedné plavovlásky) Милоша Формана, 1965

#эротика #ирония #воздух #свежесть #легкость #новая_волна #приключения_простой_девчонки #классовые_отношения #наслаждение #грусть



2. «Алмазы ночи» (Démanty noci) Яна Немеца, 1964
#холокост #бегство #лес #страх #отчаяние #надежда #тень_кафки #шок #тьма #свет



3. «Маргаритки» (Sedmikrásky) Веры Хитиловой, 1966
#анархистки_проказницы #дикое_счастье #коллаж #girl_power #веселая_жажда_разрушения #большая_жратва #сюр #смех #бунт #цвета_вырви_глаз


4. «Поезда под пристальным наблюдением» (Ostře sledované vlaky) Иржи Менцеля, 1966
#лиризм #война #комедия #трагедия #нежность #романтика_железных_дорог #первый_секс  #радость_жизни #конечность_жизни #премия_оскар



5. «Экстаз» (Extase) Густава Махаты, 1932
#мелодрама #мезальянс #адьюльтер #скандал #нагота #откровенность #цензура #новаторство #империя_чувств #природа



6. «Алиса» («Сон Аленки») (Neco z Alenky) Яна Шванкмайера, 1988
#за_белым_кроликом #метаморфозы #анимация #актеры #недетские_сказки #льюис_кэррол_переворачивается_в_гробу #странный_смех #живые_вещи #черный_юмор #запределье


7. «Долина пчел» (Údolí vcel) Франтишека Влачила, 1967
#средневековье #суровые_отношения #религия #плоть #жестокость #поэзия #фольклор #сказания_о_рыцарях #в_глубь_веков #бисексуальность


8. «Отвага на каждый день» (Každý den odvahu) Эвальда Шорма, 1964

#повседневность #быт #надрыв #кризис #экзистенция #утраченные_иллюзии #сарказм #депрессия #весь_мир_идет_на_ меня_войной #смерть_рабочего



9. «Валерия и неделя чудес» (Valerie a týden divů) Яромира Йиреша, 1969
#три_орешка_для_взрослых #фэнтэзи #соблазн #символизм #сны #пробуждение_желаний #принцесса_греза #конец_прекрасной_эпохи #смелость #переходный_возраст



10. «До встречи в аду, друзья!» (Dovidenia v pekle priatelia) Юрая Якубиско, 1970

#поэтический_беспредел #грех #смех #безумие #тень_босха #парадоксальная_реакция #фантасмагория #народные_предания #полочное_кино #свобода