Москва

Формула Кино Горизонт

Юлия Карактер
Режиссёр

Юлия Ланхгоф
Режиссёр

Зинаида Пронченко
Искусствовед, кинокритик

Саёра Сафари
Актриса

Файт Хельмер
Режиссёр

Связанные + Три вершины

Семейный психологический триллер в альпийских пейзажах

Транзит (2018)

драма

Экспериментальный нуар: детектив времен Второй мировой – в реалиях современного Марселя

17-й фестиваль немецкого кино

Немецкая кинематография – самая дружелюбная кинематография Европы: в Германии всегда думают о зрителях. Даже экспериментаторы Берлинской школы, бесстрашные исследователи отчуждения и социальных сбоев, часто используют мотивы детективов и мелодрам. Гений этого направления Кристиан Петцольд представляет на фестивале немецкого кино совершенно удивительный фильм: изощренный, непредсказуемый политический нуар «Транзит». Его действие датировано началом 1940-х: немецкие войска оккупировали Францию, у врагов рейха почти не осталось шансов сбежать. При этом в кадре у Петцольда – наше время, без малейших стилизаторских изменений; эффект – потрясающий!

Удивить может каждый участник масштабного (12 полнометражных и 15 короткометражных фильмов!) фестиваля. Здесь есть дебюты и работы маститых режиссеров, лёгкое и непростое кино, только заурядных фильмов – ни одного. На открытии – гиперактуальный «Стикс»: в остросюжетную романтическую историю океанского путешествия (в него в одиночку отправляется отважная героиня) вторгается социальный катаклизм: беглянка от цивилизации вынуждена вступить в контакт с потерпевшими кораблекрушение мигрантами. О нашем многоликом, мозаичном, иногда невыносимом, но всё-таки совершенно прекрасном мире рассказывает «Далеко. История кругосветного путешествия» – документальная хроника невероятной авантюры; здесь и драмы, и комедии, и совершенно реальная фантастика. Ещё один выдающийся док в фестивальной программе – «Центральный аэропорт Темпельхоф», снятый бразильским мастером Каримом Айнузом. Взгляд со стороны увидел легендарное пространство, пережившее не одно превращение, с самых неожиданных ракурсов.

Молодость – постоянная тема немецких режиссеров; золотое и опасное время; пора мечтаний и терзаний. «Амели убегает» (чьё название в оригинале –  Amelie rennt – напоминает о классике 1990-х «Беги, Лола, беги») – повесть о первой дружбе, идеальный фильм для среднего школьного возраста. «Ломо – язык многих других» обращается уже к старшеклассникам; эта история поколения, живущего в сети, острее и жестче. «Романтики 303» – чарующий роуд-муви о 20-летних; новое творческое достижение автора «Воспитателей» Ханса Вайнгартнера.

Психологические драмы, соперничающие в напряженности с триллерами, – еще одна важная часть фестиваля. «Всё хорошо» – сенсация фестиваля в Локарно, мощнейший дебют Эвы Тробиш, тонкое исследование бытового конформизма и филигранный женский портрет. «Джибрил» – необычная история любви и свободы. Драма «Потерянная» – глубокое погружение в мир подавленных желаний с новой звездой европейского кино, незабываемой «Мадемуазель Парадиc» Марией Драгус в главной роли. «Три вершины» – остросюжетный микс семейного триллера и горного фильма; режиссер Ян Цабайль («Когда-то река была человеком») всегда превосходно работает с природным пространством. В главных ролях – любимый актер Цабайля Александр Фелинг и французская суперзвезда Беренис Бежо.

А в интернациональном актерском составе «Лифчика» грандиозный серб Мики Манойлович и великий француз Дени Лаван играют вместе с роскошными женщинами – испанкой Пас Вега и нашей соотечественницей Чулпан Хаматовой. Файт Хелмер («Тувалу», «Абсурдистан»), один из самых лучезарных и озорных немецких режиссеров, продолжает работу на поле абсурдистско-романтической комедии; и равных в этом ему нет.