Молодое кино на CoolPlay: «Лина»


Вадим Рутковский
12 декабря 2025

В спецпроекте CoolConnections, посвящённом режиссёрам будущего – онлайн-премьера полнометражного дебюта Дарьи Маркиной, драмы о творчестве и отношениях

Заглавная героиня – режиссёр в нелёгкий момент подготовки к съёмкам; хроника рабочего процесса сплетается с откровенной хроникой частной жизни девушки: камерная интимная «Лина» – в свободном доступе на платформе CoolPlay.

Кастинг – то, что сейчас в первую очередь занимает Лину.

На главную, мужскую роль – два претендента, два полюса.

Андрей – с Брянщины, отучился в Иркутском театральном, стал актёром, когда не стал вэдэвэшником, любимое стихотворение – Маяковского – читает с телефона; мужлан, простак. Саша – столичный позер, любит смотреть youtube и дрочить, фехтует, изучал буддизм и способен к месту процитировать библейскую притчу; циник, умник. В телефонных чатах – актриса, выбранная на роль матери; кажется, готова присвоить себе эту роль и в реальности, опекая часто пребывающую в смятении Лину. Дома – странный тревожащий шум, который, похоже, кроме Лины никто не слышит.


«Расскажи о себе» – первая реплика, звучащая в фильме; слова, которые, как бывает в стихотворениях, задают тон и смысл всей работы.

О себе – без умолчаний, в диалогах, сексе, бытовых действиях – рассказывают герои; о себе определённо говорит режиссёр Дарья Маркина.

В аннотации «Лина» определяется автобиографическим кино; ощутить это легко и без пояснений. Но интересен этот интимный дневник не только поклонникам автофикшна. Углублённый, медленный, но не статичный, живой фильм – славное, на сто процентов авторское пополнение мировой линейки кино о кино, отдельного магического жанра, играющего с реальностью и вымыслом.


Дарья Маркина – выпускница Московской школы нового кино, до киношколы закончившая факультет государственного управления МГУ. Дипломную работу Дарьи «Один день», в которой уже очевиден узнаваемый режиссёрский почерк, можно посмотреть на платформе «Пилигрим». «Лина» – редкий образец абсолютно независимого кино: снят без господдержки, без продюсеров, исключительно собственными силами. И это не монодрама; кино пусть и камерное, но объёмное.

Дарья Маркина о «Лине»:


Герои в фильме словно встречаются в крайней точке, где все происходящее давно потеряло смысл: актеры Андрей и Саша рассказывают на кастинге сокровенные истории просто для того, чтобы их рассказать, режиссер Лина готовится к съемкам фильма просто для того, чтобы что-то делать.

Режиссер Лина не может выбрать, кому достанется роль Андрею или Саше, тем самым иллюстрируя один из самых распространённых признаков депрессии – невозможность сделать выбор. Другой признак – это психический регресс. Лина превращается в ребенка, а поскольку к своей матери она не может обратиться, он выстраивает детско-родительские отношения с актрисой на ее роль.

Третий момент, как депрессия показана в фильме. Герои задают личные важные вопросы: «А ты хороший? А ты когда-нибудь любил?» Но и они звучат пусто, как общее место. Кадры происходящего чередуются с записью кастинга на пустом белом фоне, где им приходится достраивать реальность, чтобы сыграть эмоцию. Искренне. Депрессия так и выглядит – всё потеряло смысл, но мы вынуждены притворяться, что у нас еще есть чувства.

Лина не снимает фильм, она проживает его, втягивая в него посторонних людей, навязывая им несуществующие конфликты, лишь бы как-то двигать сюжет.

Стиль съёмки у фильма такой же: псевдодокументальный, медленный, плавный. Камера долго, однокадрово наблюдает за происходящим, как будто тоже боится встать на паузу – вдруг на следующий кадр уже не хватит сил.

Это документ существования на обочине кино, в вечном предпродакшене, когда прикладываются силы, проводятся кастинги, пишется сценарий, тупо, упрямо, без надежды на то, что эти усилия когда-нибудь станут кино.

Фильм – про внутренний холод, про уязвимость и попытку быть увиденным среди всех людей многоэтажных одиноких домов. Его герои – люди, ищущие тепло в каждом встречном и обжигающиеся. Я надеюсь, фильм даст зрителю возможность прожить и свои уязвимости, отрефлексировать и понять их.

«ЛИНА» В ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРЕ COOLPLAY