Театр в большом городе


Вадим Рутковский
13 февраля 2020

Шоу на улицах, музыка на пляже, спектакли Анжелена Прельжокажа, Алвиса Херманиса, Алессандро Серры и Константина Богомолова на «нормальных» сценах – только часть программы 10-го Платоновского фестиваль искусств

Юбилейный Платоновский пройдёт в Воронеже с 5 по 21 июня. Наш быстрый текст – и гид по фестивалю, и руководство по тому, как войти в лето красиво.


Всё начнётся с двух открытий, причём официальное – «Гигант» итальянской компании Il Posto – случится, когда на город опустится ночь, в 21.30. Потому что «Гигант» – спектакль под открытым небом, и он для всех, билета не нужно. Хореограф Ванда Моретти и саксофонист Марко Кастелли – основатели Il Posto – превращают в сцены вертикальные поверхности зданий:

перформеры танцуют на альпинистских троссах.


Открывавшие прошлогодний Платоновский испанские акробаты взмывали над водой – шоу театра-цирка Grupo Puja! было устроено на набережной, в прогулочно-туристической зоне. Юбилейный фестиваль стартует похоже, но чуть иначе, и в этом «чуть» есть смысл. Il Posto выбрали стену гостиницы Azimut в центре Воронежа: планируется безобидная артистическая интервенция в ту часть города, которая ни с какими площадными представлениями обычно не ассоциируется.

Если вы не идёте в театр, театр придёт к вам.


За два с половиной часа до улично-высотного «Гиганта» другие итальянцы, из компании NoGravity, покажут на сцене Театра оперы и балета пластический спектакль «Леонардо». В Москву его привозили летом прошлого года, я пропустил и завидовал коллегам, которые были как-то даже подозрительно единодушны, восторженно описывая это шоу – равно и демократическое, способное удивить всех, независимо от пола, возраста, социального статуса и политических убеждений, и мистическое, полное театральной магии. Видимо, авторы не бахвалятся, называя то, чем занимаются, «театром чуда». На праздничное 12 июня назначен большой ночной театральный парад:

по проспекту Революции, главной улице города, с оркестрами и без пройдут уличные театры из Германии, Нидерландов, Франции, Казахстана и Великобритании.


Не подумайте, что Платоновский избрал путь наименьшего сопротивления массовому вкусу и ориентируется только на развлечение. 6 июня, на следующий после открытия день, основную программу продолжит «Время секонд хэнд» Дмитрия Егорова, поставленное по книге Светланы Алексиевич в Омской драме (подробнее о спектакле – в репортаже с «Золотой Маски»-2019). А программа актуального искусства откроется «Преступлением и наказанием» Константина Богомолова в петербургском «Приюте комедианта». Этот театр близок Михаилу Бычкову, худруку Платоновского: он ставил там «Трамвай «Желание» и «Человека из Подольска». И главную роль у Богомолова играет Дмитрий Лысенков, работавший с Бычковым на «Человеке из Подольска» и «Заговоре чувств» ещё в Театре им. Ленсовета.

Внутренние рифмы связывают модный гастрольный спектакль с местом Платоновского.


Спектакли Егорова и Богомолова – часть проекта «Фестиваль «Золотая Маска» в Воронеже», как и камерный, но обладающий шоковым потенциалом «Магазин» из Альметьевского драматического театра. Работа Эдуарда Шахова по пьесе Олжаса Жанайдарова – спарринг для двух самоотверженных актрис: Диляра Ибатуллина и Мадина Гайнуллина играют жестокую современную притчу о насилии и подчинении. Зарубежный хит программы актуального искусства – «зеркальный» спектакль Кристины Жатахи и бразильской театральной компании Cia Vértice de Teatro «Что, если бы они уехали в Москву?».

Перенесённые в Бразилию наших дней «Три сестры» Чехова играются дважды за вечер: у каждого зрителя есть возможность увидеть действие как спектакль и как фильм.


В основной программе драматического театра – большие режиссёры из Италии и Латвии.

Алессандро Серра – новое имя для российского зрителя. Платоновский открывает его суровым рельефным «Макбетом» – такой Шекспир возможен только на Сардинии.


Алвис Херманис у нас известен и нежно любим; его «Рассказы Шукшина» в Театре Наций – редкий спектакль-долгожитель, идущий с аншлагами уже больше десятка лет. На первом Платоновском была «Соня» с Гундарсом Аболиньшем в заглавной роли. Теперь в Воронеж приезжает гротескная и очаровательная «Поздняя любовь» из Нового Рижского театра (тоже с Аболиньшем; те же рассказы Исаака Башевиса-Зингера и в похожей эстетике Херманис ставил в Мюнхене). Не факт, что на российской премьере сможет быть сам режиссёр: в 2014-м, после Крыма, Херманис попал в «чёрный список» МВД, и въезд в Россию ему запрещён.

Гастроли «Поздней любви» – первая ласточка «нормализации»?


Анжелен Прельжокаж – суперзвезда;

круто действует даже на тех, кто contemporary dance не увлекается. Национальный хореографический центр Экс-ан-Прованса покажет на Платоновском спектакль «Гравитацию».


Ещё один важный танцевальный участник – в программе актуального искусства: это изощренный перформанс «#минарет».

Ливанский хореограф Омар Ражех соединяет тела и технологии в трагическом посвящении Алеппо.


Российская география Платоновского фестиваля искусств расширяется, благодаря, собственно, Платоновской программе, в которую входят инсценировки Андрея Платонова.

В ней, кроме спектакля «Платонов. Рассказы» из московского тетара им. Евг. Вахтангова – «Юшка» студии «Инклюзион» из Новосибирска и «Шарманка» театра актёра и куклы «Петрушка» из Сургута. В музыкальной программе – уже традиционный open air «Музыка мира в Белом Колодце», слёт групп, сочиняющих нео-фолк. Все три участника-2020 будут в России впервые: HRDZA – из Словакии, The Dead South – из Канады, Orange Blossom – из Франции. С сольным концертом выступит Михаил Плетнёв. А джазовый оркестр британца Алекса Мендхэма устроит ретро-тур в ревущие 1920-е на территории Рамонского замка.  

На закрытии фестиваля – «Шутники» Евгения Марчелли; об этой премьере театра «Сатирикон» я подробно писал. Как минимум, в первой его части на сцене такой Райкин, такой Островский и такой «Сатирикон», к которым мы не привыкли.

Респектабельность в союзе с неожиданностью – верный курс Платоновского.