Рюити Сакамото
坂本 龍一
Фильмы
Стивена Номура Шибле

Один проект – два фильма

Смотреть онлайн

РЮИТИ САКАМОТО: КОДА
Япония, США, 2017, 100 мин.
Артист за работой и дома
Оригинальный язык — русские субтитры
РЮИТИ САКАМОТО: ASYNC
Япония, США, 2018, 65 мин.
Первое исполнение альбома в Park Avenue Armory в Нью-Йорке
Оригинальный язык — русские субтитры

Один проект – два фильма

CoolConnections с гордостью представляет фильмы, героем которых стал японский композитор-новатор Рюити Сакамото – обладатель премий «Оскар» и Grammy, автор музыки к шедеврам Бернардо Бертолуччи, Педро Альмодовара, Луки Гуаданьино, Нагисы Осимы и невероятный человек, сама жизнь которого – сюжет для большого мудрого романа.

Режиссёр Стивен Номура Шибле создал две непохожие друг на друга картины. «Async в Park Avenue Armory» – документация первого публичного исполнения альбома «async» (2017) в Ветеранской комнате нью-йоркской Оружейной палаты. «Рюити Сакамото: Кода» – кинопортрет, предлагающий уникальный опыт погружения в личные миры Сакамото; не просто фильма, но доверительное общение с мастером; портал в творческую лабораторию, где рождается гениальная музыка.

Рюити Сакамото
坂本 龍一
Рюити Сакамото – японский новатор, оказавший огромное влияние на всю современную музыку. Группе Yellow Magic Orchestra, участие в которой сделало его мировой знаменитостью, недавно исполнилось 40 лет.

За это время он записал 19 студийных альбомов, сочинил саундтреки к фильмам Бернардо Бертолуччи, Педро Альмадовара и Оливера Стоуна, получил «Оскар» и Grammy, мучил Дэвида Боуи в фильме Нагисы Осимы «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» и играл демонического режиссера в клипе Мадонны Rain. 
После землетрясения в Японии 11 марта 2011 года Сакамото является активным сторонником поддержки и помощи жертвам землетрясения, цунами и антропогенного ядерного взрыва в Фукусиме, участником благотворительных организаций и музыкального проекта NO NUKES.
В 2014 году Сакамото был вынужден сделать первый серьезный перерыв в своей карьере после постановки диагноза «рак горла». Болезнь удалось победить и в 2017 году Сакамото выпустил свой 16-й сольный, глубоко личный, альбом – Async.
Премьерные показы фильма прошли на кинофестивалях в Венеции и Берлине, российская премьера «Коды» состоялась на 52-м фестивале японского кино, фильм-концерт «Async» будет показан в России впервые.

В 2017-м Сакамото записал грандиозный альбом ‘async’ – настоящий современный эпос, работу планетарного масштаба. Но в документальном фильме-портрете «Кода» гений Сакамото предстает обычным человеком со своими болями и тревогами (он только что поборол рак). Сакамото дружелюбно приглашает нас стать своими гостями, приоткрывая двери в творческую лабораторию и частную жизнь...

Доверительный, вкрадчивый, музыкальный очерк о титане с человеческим лицом – образец интимной документалистики. В дополнение к «Коде» Стивен Номура Шибле выпустил фильм-концерт, показанный на Берлинском фестивале 2018-го – ‘Async at the Park Avenue Armory’, где запечатлел камерное исполнение музыкального материала альбома ‘async’ в Оружейной палате в Нью-Йорке. Там священнодействию Сакамото над инструментами внимали десятки избранных слушателей; в «Коде» таким завораживающим ритуалом становится каждодневное существование Сакамото.

Текст Вадима Рутковского

Награды и фестивали:
Венецианский кинофестиваль – премьера
Берлинский кинофестиваль – участник программы
Кинофестиваль «Трайбека» – участник программы
Международный кинофестиваль в Сиэтле – участник программы
Международный кинофестиваль в Токио – участник программы

В качестве послесловия к фильму «Рюити Сакамото: Кода» CoolConnections выпускает «async at the Park Avenue Armory» – ленту, запечатлевшую исполнение материала альбома «async» (2017) в Ветеранской комнате нью-йоркской Оружейной палаты. Если в «Коде» Сакамото рассказывал и показывал, из чего был собран его альбом «async», то в фильме-концерте камера фиксирует хирургически точное исполнение этой музыки. Рюити Сакамото воспроизводит темы «async» в небольшом зале в присутствии лишь нескольких десятков зрителей. Операционный стол – рояль, под пальцами мастера – клавиши, иногда просто маленький колокольчик касается струны. А надо всем этим – экран с видеорядами, сопровождающими пьесы. Словно лампа в операционной.

Аналогии не случайны. В годы, предшествовавшие записи «async», Сакамото буквально завис между жизнью и смертью – боролся с раком. Болезнь отступила, у Сакамото появился шанс написать для своей жизни красивую коду. Он собирал ее из фортепианного минимализма и синтезаторных волн, из звуков старой музыкальной шкатулки, шороха листьев, скрипящей дворовой карусели и голоса Дэвида Сильвиана, читающего стихи Арсения Тарковского. Сакамото искал логику в звуковом хаосе и получил завершенные акустические формулировки, ставшие метафорой смертности. Неизбежный конец можно отодвинуть, лишь бесконечно воспроизводя эту коду. В концертном зале, а теперь – на экране.

Текст Бориса Барабанова

Награды и фестивали:
Берлинский кинофестиваль – участник программы
Международный фестиваль независимого кино в Лиссабоне – участник программы
Международный кинофестиваль в Рио-де-Жанейро – участник программы
Международный фестиваль документального кино FID в Марселе – участник программы

«Рюити для меня поэт и художник»
Алехандро Гонсалес Иньярриту для The New York Times

«Портрет артиста, такой же мощный и важный, как само его творчество»
INDIEWIRE

«Безмерно волнующе … Один из самых замечательных документальных фильмов о творческом процессе»
The Telegraph

«Именно о таком композиторе повествует зрителю Coda – о композиторе-наблюдателе, композиторе-ребенке, открытому всему, что его окружает, который ходит в лес с диктофоном, чтобы записать шорох листвы под ногами, и ежесекундно радуется каждому новому открытию».
MTV Russia

«Дзен-путешествие в сердце сути вещей, механика имитации жизни искусством (и наоборот) — самые цветистые обороты даже не приближаются к тому чуду, которое дарят два часа (и целая вечность) в компании гениального японского композитора».
Ярослав Забалуев, Москвич Mag, РБК


Узнали ли вы что-то неожиданно новое о Сакамото как о человеке или творце в процессе работы над «Кодой»?

Да, очень много. Что я узнал: то, что он обожествляет ценность спонтанности; он любит импровизировать. Он не любит работать с планом, потому что искренне верит – то, что получается в результате творческого процесса, лучше и чище. Чтобы работать таким образом, нужно быть очень талантливым, но я понял, что работа в такой свободной манере развязывает руки. Я не знал, что у него настолько импровизационный подход.

Интервью режиссера Стивена Номура Шибле для MTV Russia – читать полностью…

Профессор Сакамото упоминает об Андрее Тарковском. Это произошло случайно или вы знали о любви композитора к Тарковскому и затронули его в ленте преднамеренно?

То, что Рюити заговорил о Тарковском в процессе съемки, было абсолютной случайностью. Творчество Тарковского является нашим общим предметом интереса и вдохновения. С самого начала, когда я только приступил к созданию «Коды», я думал о фильме «Андрей Рублев», об образном, символическом наполнении, о его структуре. Например, в фильме Тарковский использует смену цвета, отделяя одну часть от другой: хронику событий он снимает в черно-белом варианте, в цветном — иконы в финале. Я не хотел напрямую цитировать этот прием, но у меня было желание закончить фильм совершенно по-другому, нежели он был начат.

Интервью режиссера Стивена Номура Шибле для журнала Kimono – читать полностью…

У вас есть американские и японские корни (мать Стивена японка, а отец американец). Подобную конфронтацию культур мы видим в “Трудностях перевода” Софии Копполы, где вы выступили продюсером. В итоге возник вопрос, какая культура вам ближе и с какой вы идентифицируете себя?

Это очень хороший вопрос. Мне кажется, что я принадлежу к обеим культурам, и вместе с тем не принадлежу ни к одной. Где-то между ними, но ни там, ни там. Но я очень рад, что мне выпала такая возможность поработать с Копполой. Во многих смыслах мне выпала честь быть ее “переводчиком”. В частности я адаптировал ее замечательный сценарий в фильм. Съемки фильма в США и в Японии – это совершенно разные вещи. Я рад, что мне удалось помочь, так как Токио – мой родной город. Таков мой ответ на ваш вопрос – я из Токио. Так что вот кто я. Мне кажется, что в каком-то смысле этот конфликт представлен и в Коде тоже. Кода – это не японский и не американский фильм. Это просто фильм.

Интервью режиссера Стивена Номура Шибле для журнала Vostok – читать полностью…

Считаете ли вы Рюити Сакамото своим другом? Сколько вы уже с ним знакомы?

Думаю… Это хороший вопрос. Прежде всего, он герой моего фильма. Так что он терпеливо разрешал мне периодически снимать его на камеру в течение более чем 5 лет. И, думаю, он стал моим другом теперь, когда работа над фильмом уже закончена. И я думаю, мне повезло, что я могу теперь сказать – он посмотрел фильм, и ему, к счастью, понравилось. Если бы ему мой фильм не понравился, не думаю, что я с уверенностью мог бы сказать, что он мой друг.

Интервью режиссера Стивена Номура Шибле для издания PROSVET – читать полностью…

В этом фильме я хотел показать, как менялась музыка Сакамото в зависимости от его личностных перемен и даже от экологических и социальных проблем вокруг него. Название Coda родилось у меня с самого начала, я хотел, чтобы у фильма был масштабный финал – рождение нового музыкального произведения. Я надеюсь, что те, кто посмотрит этот фильм, ощутят нечто вроде прозрения, дающего шанс услышать этот мир таким, каким его слышит Рюити Сакамото, и стать свидетелями триумфа Мастера в момент, когда рождается новое произведение искусства.
Я начал снимать фильм в 2012-м году, когда еще были свежи раны, нанесенные Японии землетрясением, цунами и аварией в районе Фукусимы, и вскоре после того, как я впервые узнал, что Рюити Сакамото поддерживает антиядерное движение. Я интуитивно понял, что есть история, которую непременно нужно рассказать. Съемки начались внезапно, импульсивно. Людям, имеющим вес в политике и экономике, обычно не нравятся высказывания популярных артистов на такие табуированные темы, как радиоактивное загрязнение, так что популяризация позиции Сакамото была делом рискованным. Основные японские СМИ, которые внимательно следят за карьерой Рюити, не желали глубоко затрагивать его активистскую деятельность. Этот пропуск я и посчитал своим долгом заполнить. К моему удивлению, Рюити любезно согласился – и так началось наше общее дело длиною в пять лет. После Фукусимы мой мир перевернулся с ног на голову, я понял: ничто больше не будет прежним. Я чувствовал, что Рюити испытывает те же чувства. Меньше всего меня интересовала политика, я просто хотел увидеть, как всё это проявится в творчестве Сакамото.
Я рос в Токио в 70-80-х годах. Я знал, что Рюити не был чужд технологическому духу в период экономического бума в Японии, что проявилось в его сотрудничестве с техно-поп-группой Yellow Magic Orchestra. Меня заинтересовало, как он переживает это теперь, движимый разочарованием в технологиях, которые загрязняют окружающую среду. В процессе работы над фильмом возникали неожиданные повороты событий, когда казалось, что продолжать съемку решительно невозможно. Но наиболее серьезной проблемой стала болезнь Рюити. Когда мы узнали, что у него рак, съемки превратились в путешествие без карты и компаса. Вся съемочная группа осторожно шла вперед, тщательно взвешивая каждый шаг и импровизируя на ходу.
Но в конечном счете сам Рюити и его творчество стали нашими проводниками, именно они привели фильм к уникальной, органичной форме. В целом, я хотел, чтобы этот фильм стал исследованием того, как растущая осознанность Рюити изменила его музыкальное самовыражение. Я хотел постепенно перейти к более музыкальному кинематографическому языку, складывая историю из звуков, как из кирпичиков, чтобы зритель сам все увидел и услышал. Рюити верит, что абсолютно все звуки музыкальны – любые звуки окружающей среды, которые обычно не воспринимаются как музыка. Этой философией вдохновлены не только композиции Сакамото, но и собственно стиль монтажа нашего фильма. Звук сломанного пианино, плач счетчиков Гейгера, звук таяния арктического льда, красивые мелодичные наброски Рюити – все они слились в единые музыкальные фразы. Мы относились к ним как к артефактам времени, из которых скрупулезно лепили наш фильм.

РЮИТИ САКАМОТО: КОДА

KADOKAWA AVEX DIGITAL DENTSU MUSIC AND ENTERTAINMENT представляют продукцию Cineric / Borderland Media РЮИТИ САКАМОТО: КОДА

в сотрудничестве с NHK, при поддержке Documentary Japan, в совместном производстве с Avrotos

Режиссёр
Стивен Номура Шибле

Операторы
Нео С. Сора, Том Ричмонд

Монтаж
Хисаё Кусида, Юдзи Осигэ

Звукорежиссёр
Том Пол

Сопродюсеры
Хадзиме Ёда, Такэо Кодэра

Исполнительные продюсеры
Цугухико Кадокава, Хисаоу Вакаидзуми, Сюичи Мачида, Норика Сора

Продюсеры
Стивен Номура Шибле, Эрик Ньяри
РЮИТИ САКАМОТО: ASYNC

KAB AMERICA INC. представляет
продукцию CINERIC/BORDERLAND MEDIA
RYUICHI SAKAMOTO: ASYNC AT THE PARK AVENUE ARMORY
© KAB AMERICA INC. / SKMTDOC, LLC

PR

Василиса Шпоть
vasilisa@coolconnections.ru
+ 7 (905) 7655885

Екатерина Долинина
dolinina@coolconnections.ru
+7 (911) 0339956


3 October, Saturday

Ryuichi Sakamoto: Coda
KARO 6 Koltso
16:00

4 October, Sunday

Ryuichi Sakamoto: async at The Park Avenue Armory
KARO 6 Koltso
16:00