Голливуд поставил на выигрышную карту


Вадим Рутковский
8 September 2019

«Золотой Лев», главный приз 76-го Венецианского кинофестиваля, получил «Джокер» Тодда Филлипса

Редкий случай, когда с творчеством победителя большого европейского фестиваля знаком любой посетитель мультиплекса: на счету у режиссёра «Джокера» Тодда Филлипса трилогия «Мальчишник в Вегасе». И «Джокеру» прямая дорога в мультиплексы: это экранизация комиксов DC, история превращения несмешного комика – актера-неудачника Артура Флека – в злодея, грозу города Готэм и главного противника Бэтмена. 


Впрочем, Готэм 1981-го неотличим от реального Нью-Йорка, разве что мрачнее и грязнее.

А фильм с Хоакином Фениксом в заглавной роли похож не на блокбастер, а на насупленную и резкую, без развлекухи, драму и без угрызений совести комбинирует мотивы «Злых улиц», «Таксиста» и «Короля комедии» Скорсезе (откуда и Роберт Де Ниро в ключевой роли кумира и звезды) с актуальной социополитической злобой дня, рассказывая, до каких патологических форм протеста может дойти маленький человек.


Решение жюри под председательством Лукреции Мартель, отчаянное эстетствующего аргентинского режиссёра, нарушает привычные представления о победителе европейского фестиваля: «Золотой Лев» – не автору с постоянными мотивами и целостной картиной мира, но крепкому профессионалу, который с равным мастерством может снять и веселуху про мальчишник, и медленное и сердитое кино про Джокера.

Но Венеция уже не в первый раз награждает фильм из, скажем так, оскаровского пула.

С авторским кино в классическом понимании, правда, проблемы – но все прочие награды в основном конкурсе достались как раз абсолютным auteur'ам. Второй по значимости приз получил Роман Поланский, чей новый фильм «Я обвиняю», действительно, очень силён.


Рой Андерссон – «Серебряный Лев» за режиссуру; награда автору, который десятилетиями подряд снимает, по сути, один и тот же фильм. 

Кубок Вольпи за лучшую женскую роль – Ариане Аскарид, жене и постоянной актрисе Робера Гедигяна (всегда работающего с командой любимых артистов); в его новом фильме Gloria Mundi Ариана играет разрывающуюся на нескольких работах (и упрямо отказывающуюся от участия в забастовках – «сейчас не 68-й») мать и жену, чей первый муж (и отец старшей дочери) выходит из многолетнего заключения.

По мне, так этот фильм – свидетельство прошедшей земной славы Гедигяна;

эталонное убожество, в котором хороша только вступительная сцена рождения, посвящение Артавазду Пелешяну (рожает героиня Анаис Демустье, но на иллюстрации ребёнка держит как раз Ариана). Но Аскарид в роли хозяйки семьи, не пасующей перед проблемами любого рода, достоверна даже в схематичных сценарных придумках Гедигяна.


Лучшая мужская роль – Мартин Иден в исполнении Луки Маринелли: будем считать, что в его плакатно-революционном лице жюри отметило и режиссёра Пьетро Марчелли.


Самый приятный для меня приз – за сценарий, Йонфаню и его сладко-терпкой анимации «Черри Лейн, 7». Специальная премия – Франко Мареско и его документальному фарсу «Мафия уже не та» (La mafia non è più quella di una volta). Это ядовитый взгляд на неаполитанский паноптикум (хотя население других районов Италии тоже годится для фрик-шоу), не столько политический, сколько антропологический. Всё бы хорошо, но ровно то же самое (и с тем же главным героем, Чиччо Мирой) Мареско проделывал 5 лет назад, в «Беллусконе».

Тот фильм был в «Горизонтах», новый – в основном конкурсе; видимо, из-за последних минут, связывающих историю Чиччо с нынешним президентом Италии.


Во втором конкурсе «Горизонты» победил точный, внятный и ладно поставленный украинский фильм «Атлантида» Валентина Васяновича.

Фантастика без фантастики: на экране 2025-й год, но ничего в заиндевелом, ригидном, хранящем следы совка пространстве не изменилось.

Год, как закончилась война на Востоке; Украина, похоже, отстояла свои земли и теперь строит стену на границе с Россией. Но заводы на востоке принадлежат иностранному капиталу – и рабочие, точнее, уже безработные ропщут: за что боролись-то? Боролся главный герой, теперь, когда наступил мир, чувствующий себя ненужным (его друг вообще покончил от безысходности с жизнью, прыгнув в сталеплавильный котёл). Выход находится в тяжелой волонтёрской работе – по опознанию трупов, гниющих на бесконечных полях боевых действий. 


Страна хоронит не только своих мертвецов: смерть уравняла бывших врагов.

Фильм же снят с гуманистических позиций и начисто лишён пропагандистского эффекта. Получая приз, Васянович поделился радостью от освобождения Олега Сенцова; всё налаживается – о чем и парадоксально оптимистичная «Атлантида».