Другая Санта-Барбара


Вадим Рутковский
7 April 2017

«Женщины XX века» – выдающийся кинороман, номинант на премию «Оскар», ансамблевое выступление трех роскошных актрис

Аннетт Беннинг, Эль Фаннинг и Грета Гервиг в фильме, продолжающем проект WhyNotMovie – шедевры независимого кино на больших экранах.

Санта-Барбара – теплый калифорнийский город, печально известный по непритязательной мыльной опере. Режиссер Майк Миллc («Дурная привычка», фильм-участник «Амфеста-2011» «Начинающие») – он же автор номинированного на премию «Оскар» оригинального сценария – выбирает то же место действия, но другую – забавную и необычную – семью и радикально другой стиль.

Умное, тщательно воссозданное ретро, наполненное энергией времени и драйвом входящего в моду панк-рока – на дворе 1979-й.

История и начинается почти по-панковски – с взрыва припаркованного у супермаркета Ford Galaxy, обветшавшего «сувенира», оставленного 55-летней Доротее Филдс и её 15-летнему сыну Джейми канувшим в лету мужем и отцом. Джейми (Лукас Джейд Зуманн, известный по второму «Синистеру») хорошо запомнил последнюю встречу с ним.

В тот день, четыре года назад, президент Джеральд Форд навернулся с трапа самолета: все частные случаи и частные жизни в «Женщинах ХХ века» ненавязчиво, но крепко связаны с вехами большой американской истории; голоса героев-рассказчиков сливаются с гулом эпох.

Доротея родилась в 1924-м – когда она была в нынешнем возрасте сына, в стране стояла Великая Депрессия, но, как с тоской по ушедшим временам комментирует Джейми, люди были такими «реальными». Ему повезло меньше: рожденный в 1964-м, Джейми рос во время войны во Вьетнаме, первых компьютеров, наркотиков и «собачьего кайфа», после которого мальчишка полчаса провел в коме. При всей либеральной широте взглядов, Доротея не может понять этой опасной подростковой забавы; «с каждым днем я всё меньше и меньше знаю Джейми». Формально Доротею можно назвать матерью-одиночкой, но Джейми растет в окружении эффектных молодых женщин с маленькими странностями.

Его лучшая подруга Джули (год рождения – 1962-й) – дочь психиатра, с детства обреченная на сеансы групповой терапии, искренне верит в склонность к саморазрушению и ночами часто прячется у Джейми в постели. Впрочем, никакого секса, отношения детей предельно целомудренны, как, кстати, и сам фильм, каких бы откровенных сторон феминизма он ни касался. Уроки феминизма Джейми получает от арендующей у Доротеи комнату Эбби (год рождения – 1955-й). В 1973-м она поступила в нью-йоркскую арт-школу и до сих пор увлечена фотографией, но вот с карьерой в большом городе не сложилось – помешала серьезная болезнь; на память о Большом Яблоке остались только волосы, перекрашенные в красный цвет – после фильма с Дэвидом Боуи «Человек, который упал на Землю». Именно к Эбби и Джули за помощью в воспитании из мальчика хорошего человека и обращается Доротея, отчаявшаяся после неожиданного побега сына на панк-концерт в Лос-Анджелес; на живущего в доме работягу Уильяма (Билли Крудап) надежды мало – с ним у интеллектуально продвинутого подростка точек персечения почти нет.

Майк Миллс собирает коллекцию смешных и печальных историй, нанизывая их на крпекую драматургическую нить – это роман взросления, роман воспитания чувств, роман о беге времени; не случайно, совсем не случайно «Женщины ХХ века» получили свою оскаровскую номинацию. А вот звездных актрис трех поколений Киноакадемия проигнорировала, что дьявольски несправедливо. Аннетт Беннинг – Доротея, Эль Фаннинг – Джули и Грета Гервиг – Эбби – ансамбль безупречной сыгранности, легкости и убедительности.

Такие актерские достижения случаются реже, чем меняются президенты Америки.