Норма патриотизма


Вадим Рутковский
31 December 2021

«Чемпион мира» – российский блокбастер для новогодних каникул 2022-го. Интеллектуальный спорт шахматы оказались дельным материалом для бодрого кинокомикса

Основано же всё на реальном событии: многомесячном матче между Анатолием Карповым и Виктором Корчным в 1978-м году. В главных ролях – Иван Янковский и Константин Хабенский.


Когда Карпов был маленьким, он столкнулся с уже великим гроссмейстером Корчным на сеансе одновременной игры. Мог бы выиграть, если бы повёл себя не так вежливо. Корчной об этике не задумывался, а в 1976-м вообще стал невозвращенцем, попросив политического убежища в Амстердаме. Отчего спустя два года товарищ Градов (Владимир Вдовиченков), председатель комитета по физической культуре и спорту при Совете министров СССР, очень возражал против участия Карпова в поединке с Корчным за звание чемпиона мира:

не ровен час, проиграет молодой щенок прожжённому зубру-антисоветчику, как держать ответ перед партией и правительством?

Но Карпов взбрыкнул, настоял на своём, и турнир в филиппинском городе Багио состоялся. Победа осталась за нами.


«Чемпион мира» – второй, после военно-патриотического экшна «Т-34», фильм Алексея Сидорова («Бригада», «Бой с тенью»), которому повезло стать новогодним блокбастером. «Т-34» уже в первый день проката собрал 114 635 133 рублей;

если бокс-офис «Чемпиона» сравнится с «танковым», я искренне порадуюсь.

Это качественный, высокопрофессиональный проект, родившийся из заведомо рискованной идеи. В «Легенде №17» и «Движении вверх» новый российский кинопром (в лице продюсерской компании Никиты Михалкова и Леонида Верещагина «ТриТэ») успешно отработал советские достижения в хоккее и баскетболе; но то подвижные виды спорта, а в шахматах внешнее действие –никакое; два человека за доской и рефери; в многоумные рокировки врубаются единицы; и всё это длится неделями и месяцами; чем удивлять-то будем? Чуть ли не единственным популярным героем-шахматистом в кино стал Бобби Фишер – потому что эксцентрик и безумец. Когда Сидоров пытается компенсировать статичность игры анимационными вставками – фигуры оживают и вступают в буквальное, наподобие рыцарских турниров, сражение, выходит неловко, эта «последняя дуэль» проигрывается из-за наивной компьютерной графики (начальные титры, например, пытаются имитировать вступления к «бондиане», но выглядят в лучшем случае рекламой нижегородского банка начала нулевых). Выручает человеческий фактор: динамичный, грамотно выстроенный из проверенных драматургических блоков сценарий Сидорова и отменные артисты.


Относиться к «Чемпиону мира» как к серьёзной исторической хронике было бы странно; я по возрасту застал звёздные годы Карпова, помню его совсем не героическую внешность и своеобразный высокий голос – конечно, сильно польстили Анатолию Евгеньевичу, пригласив на роль красавчика Янковского. Есть и другие сторонние «расперчители» – вроде экстрасенсов, которых якобы подверженный мистике Корчной пытается усадить в первый ряд для воздействия на мозг противника.

Экстрасенсы как раз к месту, потому что «Чемпион» – полноценный кинокомикс о встрече двух мифологических супергероев.

Один, по определению, хороший, «наш», сомнений в том, за кого болеть, не возникает; и даже при том, что результат известен, брошенная Градовым фразочка «Как бы нас сейчас не закорчнили», вызывает трепет. Другой – плохой и злой; тут даже современники событий подсобили, дав Корчному прозвище Злодей. Но и Янковский, и Хабенский – артисты выдающиеся, играть шаблоны не смогли бы, даже под дулом Т-34; их экспрессия, неврозы, психофизика не достижимы для Спайдермена и всей бригады Вечных; тут комикс обретает жизнь и не постижимую умом душу.


Сидоров знает, что и боги, и дьяволы кино кроются в деталях: рифмует кровь из носа с грозой, заставляет пальцы сохраняющего видимое хладнокровие министра Градова ломать карандаш и выстраивает цепкую визуальную параллель между шариковыми ручками соперников и карандашиком умирающего отца Карпова (Виктор Добронравов), которым он записывает те же судьбоносные ходы. Есть толика комизма, возложенная на характерный персонаж Виктора Сухорукова; ему же доверена и отвечающая реалиям уже сегодняшнего времени реплика

«Латыши сильны в дебютах, украинцы – мастера осложнений».

Есть намёк на мелодраму – отношения Карпова с женой-балериной (Диана Пожарская). О тёмных сторонах «совка» – мелким шрифтом: ну, маячит за спиной советской делегации чекист в штатском, и готовят отделы спорткомитета очернительские материалы про Карпова – на случай проигрыша. Однако в целом «Чемпион» эксплуатирует всё ту же ностальгию по советскому уюту и советскому величию, и главным психологическим прессом для Карпова – не тоталитарный диктат, а блины с икрой; и кодой – песня Аллы Пугачёвой «Арлекино».


Можно, конечно, возмутиться реставрации СССР, но лучше процитировать совсем другого героя русской культуры: «Не смущайтесь, что блины будем есть. Это ведь старинное, вечное, и тут есть хорошее». А Карпов-Янковский – действительно, отличный парень;

на требование власти «покарать хулигана» отвечает: «Я просто выиграю».