Над святым смеются


Вадим Рутковский
27 May 2020

10 наглых комедий на чёрный день

В тяжёлые времена повышается спрос на смешное кино. Мы выбрали то, для которого нет запретных тем. Совсем. И плевать, что скажут ревнители морали, устоев и прочей этики.


1. «Житие Брайана» (Life of Brian)

Терри Джонс, Великобритания, 1979

Первым в списке шедевр, который смеётся над святым в прямом смысле: «Монти Пайтон» пересказали Библию, только главным героем здесь не Иисус, а родившийся в ту же ночь в соседнем доме Брайан из Назарета, по ошибке принятый за сына Божьего. Ну, всякое бывает.

Только на религии самый известный (после The Beatles) коллектив британцев не остановился, основательно пройдясь и по радикальным политическим движениям, и, чего мелочиться, по смыслу жизни

(которому в 1983-м «Монти Пайтон» целиком посвятили свой следующий фильм). 


2. «Евротур» (EuroTrip) 

Джефф Шэффер, Алек Берг, Дэвид Мэндел, США, 2004

Выпускник Скотт узнаёт о том, что его девушка его бросила, из издевательской песни Scotty Doesn't Know (спетой, что уж совсем невыносимо, бритым наголо Мэттом Деймоном). Чтобы залечить душевную рану, Скотт с друзьями отправляется в путешествие по Европе, и этот трип, вышучивающий разнообразные национальные особенности, – основа самой беспардонной (секс под боком Папы Римского – кульминация фильма, но далеко не самый смелый эпизод) голливудской комедии XXI века. И самой смешной – до сих пор!

Кстати, враньё, что в Европе нет цензуры:

немцы не постеснялись написать на обложке dvd «uncensored», несмотря на то, что под обложкой была версия с обнажёнкой, но без немецкого пацанчика, играющего в Гитлера (разве не все немецкие дети так развлекаются?).

 

3. «Хотим полковников» (Vogliamo i colonnelli)

Марио Моничелли, Италия, 1973

Вооружившись списком склонных к путчу военных, ультраправый римский сенатор Джузеппе Тритони по прозвищу Беппе разрабатывает государственный переворот; консультантом – гость из Греции, где власть захватила фашистская хунта «чёрных полковников». Затея провалится из-за непроходимой глупости фигурантов путча.

Что, впрочем, не помешает установлению диктатуры – очень уж человечество к ней склонно, повод же найдется.

Итальянское кино 1970-х богато фильмами – охальниками и крамольниками; в списке злых комедий могла быть и «Большая жратва» Марко Феррери, и, почему бы и нет, «Сало» Пьера-Паоло Пазолини. Но работа Марио Моничелли ещё и предельно дружелюбна к зрителю: крепкое жанровое кино! Мудрый и язвительный, Мончелли потешался над многими святынями – включая старость, которой досталось в «Мужчинах-проказниках» (так в советском прокате назвали вторую часть его дилогии «Мои друзья»). Из жизни Моничелли ушёл, как полагается великому комедиографу: в 95 лет выбросился с балкона больницы, в которую попал с мрачным диагнозом «рак простаты».

4. «Четыре льва» (Four Lions)

Кристофер Моррис, Великобритания – Франция, 2010

Снова о непроходимой (и неистребимой) человеческой глупости и политическом экстремизме, только современном:

четыре льва в названии – это квартет мусульман, задумавших устроить джихад на севере Англии.

Над бородачами-исламистами кто только не потешался – у редко (но метко) снимающего Кристофера Морриса вышло наиболее дерзко. И с нынешней суперзвездой Камбербэтчем в эпизодической роли полицейского-переговорщика.

5. «Откройте, полиция-3» (Ripoux 3)

Клод Зиди, Франция, 2003

 

Третья часть обожаемой ещё советскими зрителями комедии о продажных полицейских. Пройдоха-инспектор Рене Буарон вышел в отставку, растерял остатки прыти (но не страсть к игре на скачкам и приязнь к шлюхам на пенсии; одна из таких в исполнении дивы Бернадетт Лафон живет в трейлере и практикует магию) и изрядно опустился – обитает на утлой барже в компании часто хворающего несварением кота и трусливо прячется от кредиторов. По мелкому хитрит, выдавая всем квартальным соседям номера лошадей-победителей по порядку: мяснику советует – ставь на пятого, жестянщику – на шестого и т.д., один-то точно выиграет, глядишь, перепадет окорок. У самого Рене денег для ставок давно не водится, однако всегда найдутся мошенники (теперь это китайские мафиози), у которых их можно позаимствовать. Однажды Рене некстати столкнется с полицейской пулей, посеет миллион евро и ради спасения жизни пойдет на мнимую смерть, после чего вместе с продвинувшимся по карьерной лестнице выкормышем Лесбюшем встрянет в ограбление лживо благотворительного фонда... Из беглого пересказа ясно, что и в 69 лет Клод Зиди не растерял великого дара быть лириком и циником одновременно: с нежностью говорит о тех, кто только кажется подонками (например, коррумпированных копах), с отвращением – о подонках реальных, какими бы чинными буржуа они ни выглядели.

Зиди оказался и первым режиссёром, кто использовал страх перед терактами для смеха.

«Знаете, нелегко достать 28 килограмм взрывчатки», объясняет огромная разбойница мадам Клод. Трио «продажных» использует эти килограммы по назначению, взорвав банк по частям, с толком и расстановкой, покуда обезумевшие от ужаса дамы и господа ломятся к выходу, опрокидывая бесполезные рамки металлоискателя.

6. «Вальсирующие» (Les Valseuses)

Бертран Блие, Франция, 1973

Великое кинематографическое эхо сексуальной революции:

смешной до истерики и бесконечно трагичный роуд-муви о трио двух закадычных хулиганов и их общей любовницы на проселочных французских дорогах. Кино, сделавшее звёздами Жерара Депардье, Патрика Девера, Миу Миу и совсем юную, едва достигшую совершеннолетия Изабель Юппер (упоминаю о её возрасте на момент съёмок специально для современных борцов за этику, а то, не ровен час, набросятся 81-летнего Блие). Да, дословный перевод жаргонного названия фильма не точен. Роман Блие, им самим же и экранизированный, выходил у нас в переводе Александра Брагинского под названием «Похождения мудаков», но самый точный русский аналог — «Мудозвоны».

 

7. «Идиократия» (Idiocracy)

Майк Джадж, США, 2006

В прологе своей фантастической (но очень похожей на правду) комедии Майк Джадж – отец Бивиса и Батхеда – предлагает «классовую» версию естественного отбора, вследствие которого дураков в природе больше. Пока интеллектуалы годами размышляют, не завести ли ребёнка, быдло плодится и размножается, не отходя от плиты. Герои эпического фильма о победоносном шествии глупости – военный библиотекарь и проститутка, выбранные в силу своей идеальной ординарности для участия в криобиологическом эксперименте. Пара просыпается через 500 лет, в 2505 году, когда средний уровень IQ достиг критической отметки в 20 баллов, и мир пребывает в блаженном состоянии деградации.

Это всё было бы ещё смешнее, если бы не заноза-мысль – эпохи власти идиотов не придётся так долго ждать, застанем и порадуемся на своём веку. 

8. «Брат-2»

Алексей Балабанов, Россия, 2000

Данила Багров едет в Америку отомстить за убитого армейского товарища. Покойный однополчанин пытался заступиться за брата, профессионального хоккеиста, которого обирает американский мафиозо. Вместе с Данилой в Штаты отправляется его брат – бывший киллер по прозвищу «Татарин», а теперь провинциальный мент...


Первый «Брат» – лучший отечественный фильм 90-х – своеобразный авторемейк балабановского дебюта «Счастливые дни», в котором даже хэппи-энд изрядно горчил. Социальная природа поступков «хорошего киллера» Данилы была почти ни при чем.

Просто парень рано понял, что реальность кусается и отнесся к этому совершенно философски: раз так, значит, можно с полным правом дать ей по зубам в ответ.

Продолжение было изначально рассчитано на коммерческий успех и стало самым циничным произведением Балабанова. Рассказывая когда-то о проведенных на флоте годах, он бросил: «Из гадства побрился наголо». Гадство (или, говоря культурно, любовь к провокациям) стало впоследствии движущей силой Балабанова-режиссера. Другое дело, что он оказался гениальным гадом. После первого «Брата» от него ждали чего-то сверхъестественного. И получили «Брат-2» – замаскированное издевательство; и над публикой в том числе. Под гневные тирады прессы – по поводу абсурдного сюжета, беззастенчивой эксплуатации найденных ранее приемов, загадочном переселении в Чикаго питтсбургской команды НХЛ – фильм собирал полный «Пушкинский». На цитаты разошелся покруче первой части. 

9. «Военно-полевой госпиталь» (MASH)

Роберт Олтман, США, 1970


Полевой военный госпиталь № 4077 (название фильма – аббревиатура Mobile Army Surgical Hospital) располагается у самой линии фронта: идёт корейская война (ассоциации с войной во Вьетнаме предусмотрены авторами). Здесь служат молодые хирурги – капитан Пирс по прозвищу «Ястребиный Глаз» и капитан Форрест по прозвищу «Дюк». Даром, что офицеры: они и дисциплина – вещи несовместные... Довольно быстро разнузданно чёрная комедия Роберта Олтмана, ниспровергателя всех благородных мифов, была присвоена «обществом спектакля»: канал CBS запустил успешный одноименный сериал.

Что не умаляет подрывной потенциал фильма.

Правда, на самое святое – врачебную доблесть – даже Олтман не рискнул покуситься. Но всё ещё будет; героизм современных докторов без ответа не останется.


10. «Счастье» (Happiness)

Тодд Солондз, США, 1998


Эпическая семейная хроника, в которой 39-летний на тот момент Тодд Солондз вдохновенно стебётся не то, что над чеховскими, но даже и над вудиалленовскими мотивами. Среди героев фигурируют печальный доктор-педофил, пользующий одноклассников сына, и авторка, оседлавшая тему насилия над детьми.

Счастье, что кто-то отважился шутить и по этому опасному поводу.