Как попадают на фестивали – и что из этого получается


Вадим Рутковский
24 August 2022

Х российский фестиваль короткометражного кино «Короче», прошедший в Калининграде с 19 по 21 августа, завершился победой «Весёлого понедельника» – универсальной социальной комедии Сони Райзман, герои которой не отчаиваются и в самый хмурый день

5 советов и 50 фильмов: вместо итогового репортажа Журнал CoolConnections решил выполнить архивную миссию, сохранив в недрах интернета всю официальную программу фестиваля. А также напрямую обратиться к молодым режиссёрам, поделившись «инсайдами» своего редактора, два года работающего в отборочной комиссии «Короче».


Не зря, не зря я говорил на открытии фестиваля, что отборщик «Короче» – работа мечты: сначала смотришь кино в идеальной компании Надежды Королёвой и Артёма Рыжкова, потом делишься лучшим из увиденного со зрителями и коллегами-кинематографистами. И ещё есть полное право, сочиняя отчёт о фестивале, не комментировать уровень программ и работу жюри.

Понятно, что свои любимчики бывают и у отборщиков, но глобально все, кого мы пригласили – равно любимы и равно ценны. Соответственно, и любое решение жюри надо благодарно принимать.


Так что просто поздравляю всех призёров – но и не призёров, и тех, кто вообще не соревновался, участвуя во внеконкурсных секциях, поздравляю тоже!

Всё чётко сформулировала на церемонии закрытия Ситора Алиева: одно только попадание в каталог главного в стране фестиваля короткого метра – уже победа. Поэтому поступлю иначе: поделюсь семью соображениями о том, как попасть на кинофестиваль. Не рискнул бы выступать наставником молодых, если бы не поучаствовал в одноимённом круглом столе «Короче». Попутно упомяну – для истории – все 50 фильмов юбилейного «Короче», сознательно нарушая иерархию: первыми – те, кто не боролся за призы.

1. Не подстраивайтесь под «формат» фестиваля. На «Короче» приветствуются все жанры и стили, включая самые радикальные. В 2022-м внеконкурсная секция обогатилась разделом «Выбор» – тремя авторскими сеансами отборщиков. Это в чём-то историческое событие случилось благодаря конкретному фильму – «Концу мира в Люблино» Вячеслава Иванова. За два года нашей с Надеждой и Артёмом работы никто не провоцировал таких отчаянных споров. До кун-фу дело не дошло – вовремя придумали персональные сеансы. Я собрал свой экстрим-сеанс из удивительных фильмов о конце и сотворении света: на старте – «Конец мира в Люблино», загипнотизировавший меня ломкой болезненной красотой. За ним – «В беседке» Евгения Сущёва, хлёсткая житейская история, проявляющая и победительную силу, и тотальную уязвимость юности. «Как вырождаются лисы» Дмитрия Сулейманова – зловещая, но и смешная современная сказка.


«Любой ценой» Иосифа и Марка Медведевых – азартный и щедрый на сюжетные твисты романтический экшн о краснодарских подростках, снятый ровесниками героев. И «Кокосовыйбанан. Часть 1. Лень» Саши Гущина – магический кинотрип, осенённый эпиграфом из Вернера Херцога. Ни одного стандартного высказывания.


Сеанс Артёма Рыжкова собрал панораму жанровых экспериментов, выполненных в разных регионов России: граничащая и с триллером, и с мелодрамой история двоих «Чайка» Ильи Юртаева – из Самары, фантастическая миниатюра «Дельфины в космосе» Руслана Янковского – из Санкт-Петербурга, sci fi по мотивам нейробиологических исследований «Человек» Ислама Жачемукова – из Майкопа, чёрная секс-комедия «СДДД» Максима Лещенко – из Москвы, ностальгическая ретро-фантастика «Радиус» Владимира Рудака – из Петрозаводска.


В королевскую программу Надежды Королёвой вошла восьмёрка фильмов об отношениях мужчин и женщин – в разных вариациях. «Ветер вышел погулять» Павла Игнатьева – порывистая мужская байка на спортплощадке, вырастающая в эпическую лав стори. «Доверие» Анастасии Денисовой и «Новый метод» Анны Рыцаревой – отменные «постельные» комедии о парадоксах секса и отношений. «Идеальный подарок» Ирины Прохоровой – новогодний вариант иронии судьбы. «Илюха» Григория Сельянова и «Устье» Арины Овчинниковой – спонтанная дилогия о братьях, сёстрах и страхах. «Сон» Александра Перкова – жёсткая и интимная ночная драма. И «21-ый мужчина Веры» Екатерины Куричевой – анимационный гость программы: на «Короче» все виды кино равны.


Анимации досталась отдельная программа «Короче. Мульти», объединившая абсолютно непохожие работы: экологическая сказка «Бо и монстр Трэш» Татьяны Скорлупкиной – рядом с «грибной» историей одиночества и любви «Не для меня» Ивана Бондаренко, щемящие «Куда уходят папы» Алины Хабаровой – рядом с бодрым «звериным» твистом «Голубые штаны» Алексея Караева, весёлые «Пингвины» Анастасии Соколовой и «Фабрика исполнения желаний» Алексея Игнатова – рядом с трагическим мультфильмом о блокаде «Чужой хлеб» Андрея Бахурина.


2. Не бойтесь «низких» жанров. Фестивали гоняются не только за драмами и экспериментами, которым и названия-то пока не придумали. Крепкое жанровое кино – в большом дефиците. С комедиями – ещё туда-сюда: внеконкурсная программа «Короче. Фан» вышла весьма представительной: «Все мы немного Анатолии» Евгения Антипова, «На, Здоровье!» Андрея Богатырёва, «Не игрушки» Екатерины Устюговой, «Первый драфт» Дениса Соколова, «Спасите котика!» Ксении Пичугиной, «Филипп, я твой сын» Сергея Штепса, «Это у меня в крови» Димы Чокпарова, «Цезарь», которым в режиссуре дебютировала юная звезда Маша Лобанова, и сразу два метких комик-выстрела Саши Хобс «Дело в масках» и «Имя».


С фантастикой и хоррорами дела обстоят значительно хуже; их мало, да и те образцы, что находятся, чаще всего тоже комедийные. За детективы же, фильмы действия и фильмы катастроф никто, кажется, и не берётся. Но мы собрали секцию «Короче. Экстра», участники которой причудливо сплели разные жанровые элементы. И получились социальный гротеск Юрия Орлова «Боантропия», трагикомическое ретро Ильи Пономарёва «Геннадий у аппарата», реалистический анекдот Александра Лаврентьева «Дядя из 90-х», романтическая апокалиптика Кирилла Егорова «М4», насколько потешный, настолько и жуткий десктоп-фильм Антона Кононова «Нет сигнала» и ироничный сюр Анны Мельниковой «Таракан».


3. Задумывайтесь о премьерности фильма. С 2022-го года конкурсе «Короче» могут участвовать только российские премьеры. Если вы показали фильм на дружеской вечеринке или вечере дипломов вашей киношколы – это ещё не премьера; если на «Святой Анне» или любом другом фестивале – значит, премьера состоялась. Некоторые авторы пускаются на хитрости, выдавая фильм за премьерный – не надо, мы всё равно проверим.

И не размещайте своё кино в открытом доступе в сети: фильмы, лежащие на видеохостингах и в соцсетях, мы не показываем в принципе.

И ладно мы – свободный доступ делает невозможным продажу ваших фильмов платформам. А именно для прямого контакта режиссёров и байеров на юбилейном «Короче» появилась внеконкурсная секция «Короче. Звёзды». И вот, что в ней было: «Администратор Прощаний. Введение» Николая Лупанова – антиутопия «на двоих», возможная заявка полнометражного фильма с артистом-хамелеоном Юрой Борисовым. «Без неба» Анастасии Зверьковой – уверенная реалистическая драма о возможности подвига в самых мирных условиях, где персонаж Дмитрия Певцов – очень скромный, но и очень убедительный герой нашего времени. «Везунчик» Лики Крылаевой – фантастическая комедия о ценности осмысленного выбора с феерическим актерским ансамблем, не разделяющим смех и святость. «Карусель» Даниила Пугаёва – проникновенная история тающей любви, снятая одним кадром и венчающаяся шокирующим твистом; режиссёрский дебют премьера театра «Сатирикон» Даниила Пугаёва; точёная работа Лизы Янковской. «Любите ли вы театр?» Полины Лазаревой – сладко-горькая, лиричная и ироничная «цеховая» комедия об «огнях рампы» и тех, кто делает этот сценический огонь вечным; со Светланой Немоляевой и Евгенией Симоновой. «Мать и мачеха» Михаила Полякова – нестандартно семейная комедия о шансе на счастье, которым каждый пользуется на своё усмотрение. «Объекты в зеркале» Алины Насибуллиной – ненавязчиво абсурдистская комедия-калейдоскоп, панорамный снимок грустной и радостной городской жизни. «Репетитор» Андрея Золотарёва – эффектная ретро-драма о парадоксальных сменах ролей между пороком и добродетелью. «Рецессивный ген» Дмитрия Изместьева – хулиганская комедия о бизнесе и эросе с космически отважным выступлением Юлии Пересильд.


4. Подавайте официальную заявку. Это минутное дело: заполняете элементарную форму на сайте – и всё. «Я уже поставил крест на фильме – не думал, что информация о нём куда-то дойдёт, слишком всё как-то просто», – сказал мне один режиссёр.

Но ведь действительно всё просто.

И результативно: официальная заявка гарантирует, что ваш фильм посмотрят все три отборщика.


5. Не останавливайтесь на одном фестивале. За каждым – конкретные люди со своими вкусами, приоритетами и представлениями о прекрасном. За примерами далеко ходить не надо: мы все – и отборщики, и, как оказалось, жюри – влюбились в «Весёлый понедельник» Сони Райзман, однако предыдущий фильм победительницы юбилейного «Короче» – исторический анекдот с Григорием Добрыгиным «Герой» – нас не заинтересовал, однако попал в конкурс «Кинотавра». Никто не знает, как всё сложится. В этом году сложилось вот так – я с любовью вспоминаю 25 конкурсантов «Короче-2022».


«Весёлый понедельник» – лирическая комедия о любви и потреблении в эпоху пандемии; победитель, за которого довольно сложное жюри из семи человек проголосовало единогласно. «Женщина» Анастасии Соколовой – фривольная анимационная сказка о гендере, личности и душе. «Зелень, мясо, голова» Антона Хвалея – сюрреалистическая комедия, с порталом в «чёрный вигвам» в типовой московской многоэтажке; кино с потенциалом приквела, сиквела и спиноффа – в сети можно найти учебный новогодний ролик, где ту же лишившуюся тела голову находит абсолютно посторонняя – для героев фильма – семья; целая вселенная за этой головой. «Зожесть» Максима Кадушева – комедия, в которой городская легенда встречается с социальным анекдотом и превращается в рассказ о начале крепкой мужской дружбы – не без элементов хоррора и триллера.

«Кажется, навсегда» Алёна Олейник – смешное и нежное кино про первую любовь – в том числе, к окружающему миру; идеальный дуэт Маши Лобановой и Артёма Кошмана. «Как с Максимом х(пип)ня случилась» Виталия Дудника – гиперактуальная сатира, точный художественный удар по конформизму и цензурному ханжеству; приз за лучший сценарий, вручая который, чудесный Евгений Гришковец произнёс слово «х(пип)ня» как должно, без пипов. А главную роль сыграл сам режиссёр и сценарист; авторская во всех смыслах комедия. «Калачакра» Аи-Ганги Улзытуевой – меланхоличный мистический триллер, где запутанный и опасный квест героя – шанс на путь к себе настоящему. Сергей Астахов, вручивший фильму приз за операторскую работу, написал во славу профессии пронзительный текст. Тут интересно, что Антон Дорушенков получает операторский приз «Короче» второй раз подряд – в 2021-м он стал лучшим оператором за фильм «Авако» однокурсницы Аи Ксении Пчелинцевой.


«Контактёры» Анастасии Ворониной – бурлескное мокьюментари об инопланетянах чудесах, которые ещё случаются – прямо рядом с нами.


«Красная Заря» Евгения Добророднова – горячий микс слэшера и гиперреализма; за идиллическими российскими пейзажами – зубодробительное приключение, которое оценил член жюри Жора Крыжовников, выбивший фильму особое упоминание. 


«Курьер» Олега Богатырева – чёрная комедия о роковых ошибках, от которых не застрахованы даже посланцы ада. «Луна сегодня не взойдет» Давида Квирквелия – романтический кино-диджей-сет об идущих рука об руку желаниях и неприятностях.

«На глубине» Лизы Стариковой – аанимационная сказка о семье, дружбе и спасительных решениях. «Ночью можно» Марии Ястребовой – изящная и интимная урбанистическая история об отношениях, где поражение и победа – понятия относительные; с Мириам Сехон и Глебом Пускепалисом. «Огонёк» Светы Габдрахимовой – воздушный киноэскиз о случайной встрече, способной (или всё же нет?) изменить жизнь. «Отпечатки» Серафима Ореханова – рефлексия жестоких страниц российской истории, антитоталитарное высказывание и триллер высокой кинематографической пробы; с великой трагической актрисой Ксенией Раппопорт в главной роли.


«Паттерны» Глеба Суковатых – фантастический ромком о причудах, гримасах и силе любви. «Похороны чая» Александры Гавриленко – правдивая сказка о туманной и мятежной юности, опыт по превращению беспощадных житейских реалий в экранную красоту.


«Привет, Сандрин» Натальи Омельченко – камерная драма о тонкой границе между страстью и преступлением; неожиданный дуэт Сесиль Плеже и Алексея Маслодудова. «Просрал» Павла Курандина – лихой комедийный микс узнаваемого офисного быта и божественного вмешательства (мимо которого, оказывается, очень легко пройти); в главной роли – звезда «Карусели» Даниил Пугаёв.


«Рыбалка» Георгия Болдугерова – остроумный синтез случая из уголовной хроники и романа воспитания; приз за режиссуру Болдугеров получил из рук институтского кореша Владимира Мункуева. «Слезы капали в Фо-Бо» победителя «Короче-2021» Сергея Филатова – мозаичная комедия о человеческой непредсказуемости и забавных уроках жизни; специальный приз фильму вручил Александр Робак, покорённый тем, как «Слёзы...» рассказали о судьбе артистов. «Тук-тук-тук» Андрея Гордина – доверительная психологическая миниатюра о печальных и обнадёживающих линиях судьбы; мягкое, печальное и при том полное саспенса кино; дуэт Алёны Хованской и Алексея Любимова, педагога и недавнего студента Мастерской Брусникина.


«У нас есть связь» Виктора Прокофьева – грациозная эротическая новелла о мечтательности и расчёте; синефильский бонус – секс в кинотеатре «Иллюзион» (зал которого изображает кинотеатр «Пионер»); второй после «Похорон чая» конкурсный фильм с юным актёром Владимиром Урмом. «Унесённый в звёздную глубину» Сергея Анфиногентова – броская анимационная фантастика – российский ответ «Интерстеллар», созданный одним (не считая озвучания) человеком. Покорил оба жюри – и основное, отдавшее фантастическому Анфиногентову приз за лучший анимационный фильм, и специальное, составленное из лауреатов «Короче» прошлых лет.


«Шурик» Александра Самсонова – поэтический хоррор, смешивающий страх с лаской, ужас повседневности – с волшебством.


В общем, я люблю «Короче».