Женщины постят всерьёз


Вадим Рутковский
18 May 2023

В прокате – приличный американский триллер канадца Кёртиса Дэвида Хардера «Остров иллюзий», адаптирующий «аналоговую» матрицу триллеров ХХ века к новым цифровым реалиям

В оригинале фильм называется «Инфлюэнсер»: именно так – трэвелогом в соцсетях, лайками и их монетизацией в рекламные контракты – зарабатывает жизнерадостная блондинка Мэдисон. Не первая и не последняя жертва другой интересной путешественницы.


Начало обещает чуть ли не изысканную сатиру: Мэдисон (Эмили Теннант) радует своих подписчиков мотивирующими манифестами о том, как прекрасен и неповторим каждый её день, полный новых знакомств и приключений. Тогда как камера не лжёт: ничего-то интересного в жизни девушки нет, лишь опостылевший бассейн в роскошном тайском отеле; за улыбкой – грусть-тоска. Всё радикально меняется после встречи с «фолловершей номер один» – странной красавицей с родимым пятном на лице (Кассандра Нод – кажется, первая звезда, обладающая настолько нестандартной внешностью). Эта встреча взаправду сулит приключения – в частности, трип на по-честному необитаемый остров.

Кто вернётся оттуда живым – первый, но не последний чисто жанровый вопрос, которым «Остров иллюзий» предлагает задаться зрителю.


Фильм Хардера, клипмейкера, продюсера «Гарпуна» и «З/Л/О 94», режиссёра успешного хоррора «Спираль», увлекает обманками. В момент, когда кажется, что рассказ двинется в сторону ужастика о блоггере в изоляции – что может быть страшнее для инфлюэнсера, чем лишиться доступа в интернет? – и нас накроет неминуемая скука (тему, открытую «Робинзоном Крузо», триумфально исчерпал «Треугольник печали»), направляется в другую, правильную сторону, проверенную тем временем, когда даже кнопочными телефонами пользовались только самые продвинутые индивиды.

За новыми медиа – качественный старомодный триллер о маньяке-самозванце; такие умели делать в 1990-е.

У каждого, кто застал чудесное десятилетие, наверняка есть любимый; я припомнил свой, «Одинокую белую женщину». До шедевра Барбета Шрёдера «Острову», конечно, далеко, но в лучшие моменты героиня Кассандры Нод, которую в русском дубляже смешно и обидно – однако точно – называют «тупо жуткой», (зло)действует почти наравне с Дженнифер Джейсон Ли.


При желании в попсовом, доступном, попкорновом «Острове» можно разглядеть корни, идущие от древних мифов о подменышах. Фотошоп (или как там правильно называются современные графические редакторы) облегчает ведьмам жизнь: виртуальное общение позволяет заменить кого угодно на что угодно. В согласии с современными, и дигитальными, и консервативными веяниями, отменяющими физический контакт (даже Google назойливо предлагает включить «безопасный поиск» – чтобы, упаси господь, на глаза не попалось что-то «непристойное»),

и секс – самый тесный и безусловный вид человеческих отношений – в «Острове» оказывается фейком, инструментом обмана.

На карточках в видеосалонах писали «Триллер с элементами эротики»: в «Острове» от эротики действительно только элементы. Но триллер недурной.