Знакомые чувства, смешанные лица


Вадим Рутковский
25 November 2021

25 ноября в Москве начинается 20-й фестиваль немецкого кино German Films. В программе – 12 новых полнометражных фильмов, пилот сериала, коллекция короткого метра и российско-немецкая копродукция «Петровы в гриппе»

Открытие – двойное: сагой о порочном блеске Веймарской Республики «Фабиан» и драмой из жизни современной женщины «Кто присмотрит за телятами?». Каждый игровой фильм фестиваля – свидание с отличными артистами; выбирайте, с кем связать свою жизнь на несколько памятных часов


Мы решаем, что смотреть, руководствуясь разными критериями: сюжет или жанр, имя режиссёра или лицо актёра. Лица – возможно, самое важное, что есть в кино; никакие спецэффекты или хитрые уловки драматургов не заменят актёрской киногении.

Коротко рассказываем о тех замечательных людях, что делают событиями новые немецкие фильмы.


В «Фабиане – полёте в пропасть» культового Доминика Графа это – Том Шиллинг, едва ли не родившийся актёром: впервые на экране он появился в четыре года. Осознанно снимается с 14-ти, прославился в 18 – сыграв в фильме Crazy (2000), закрепил успех побывавшей и в нашем прокате декадентской драмой о школе молодых нацистов «Академия смерти» (2004).

В феврале следующего года Шиллингу стукнет 40 – а кто даст?

В динамичном, несмотря на солидную трёхчасовую продолжительность, эпике Доминика Графа вечно молодой Шиллинг играет героя знаменитого романа «Фабиан. История одного моралиста». Автор этой этапной книги Эрих Кёстнер тоже неплохо знаком зрителям немецкоязычных фестивалей в России: в 2017-м на фесте нового австрийского кино гостила его австрийская кинобиография «Кёстнер и маленький Вторник».


Саския Розендаль – повод посмотреть снятую в идиллических сельских пейзажах, но отличающуюся совсем не пасторальным нравом драму «Кто присмотрит за телятами?». Дебютировала актриса в мрачной и красивой реалистической сказке «Лоре» о детях, потерявшихся на нехоженых послевоенных тропах; в 2012-м году эта картина выиграла приз зрительских симпатий, который вручается на фестивале в Локарно фильмам из программы «Пьяцца Гранде»: их показывают ночью на главной городской площади для аудитории в восемь тысяч человек.

С Локарно у Розендаль определённо мистическая связь:

в этом году роль в «Телятах», участвовавших в конкурсе «Режиссёры настоящего», принесла ей приз.


Коринна Харфух – звезда старшего поколения, впрочем, её календарный возраст не имеет никакого значения; также не важен возраст и для героини ромкома «Порядок превыше всего», решившейся на умопомрачительную любовную авантюру

вопреки всем прожитым годам и ошибкам.

Этим фильмом, кстати, дебютирует в режиссуре 55-летняя Натя Брункхорст, продюсер и актриса, судьбу которой определило участие в фильме Ули Эделя «Мы дети станции Зоо» (1981).


У другого фестивального ромкома – «К любви непригодны» – лицо, скорее, мужское, и принадлежит оно брутальному миляге Фредерику Лау. Ему едва перевалило за 30, однако фильмография артиста-стахановца насчитывает больше сотни названий. Навскидку можно вспомнить хиты German Films – авантюрную мелодраму «Мой брат Симпель» или прошлогоднюю комедию «Идеальный секрет». В новом фильме герою Лау предстоит нелёгкое испытание: роман с женщиной, часто ведущей себя непривычно, в соответствии со противоположными гендерными стереотипами –

за секс без обязательств и прочее, без романтики;

и с этой ролью справляется зажигательная Луизе Хейер.


«Второй пилот» – бенефис немецкой актрисы турецкого происхождения Канан Кир; в оригинале фильм и называется «Жена пилота»: в этой истории любви, вступающей в неравную борьбу с религиозным фанатизмом,

женская составляющая – важнее и мудрее.


«Экзамен» – сильное парное выступление Вании Салар и Аван Джамал, актрис-дебютанток, героини которых пытаются вырваться из замкнутого круга догм патриархального общества.


Нилам Фарук и Кристоф Мария Хербст – контрастный дуэт; искры летят при столкновении его участников, и на этом огненном противостоянии строится комедия «Про и контра». Фарук – дочь пакистанца и польки – играет арабскую студентку-юристку, которой достается лошадиная доза неполиткорректной иронии со стороны преподавателя «старой гвардии». Но времена-то новые, и руководство университета принуждает этически неотёсанного интеллектуала подготовить девушку к студенческим дебатам – согласитесь,

неожиданная вариация классического комедийного сюжета о борьбе и единстве противоположностей.


Интимную сторону межнациональных отношений разыгрывает другой дуэт, Урсула Штраусс и Пасси Баленде, звёзды мелодрамы «Принц» – о романе немки – эксперта в современном искусстве и конголезца, занятого торговлей бриллиантами.

Мезальянс в XXI веке почти невозможен; но при определённом стечении обстоятельств всё же случается.


«Последний приговор» – на все сто процентов мужской фильм, пусть главную женскую роль в нём и играет первоклассная актриса Луизе Хейер, представленная несколькими абзацами выше. Важно, кто играет главную мужскую – да ещё какую! – роль: учёного, пленённого демонами из Штази. Это Ларс Айдингер, Актёр Актёрович, харизматик бешеного темперамента, для которого Ричард III и Гамлет в театре или Николай II в кино (см. скандальную «Матильду» Алексея Учителя) – так, семечки,

с исполнением любой великой персоны Айдингер справляется, играючи.


И обычного человека изобразит легко;

в герое же «Последнего приговора» Франце Вальтере эта обманчиво простая «обычность» сочетается с абсолютно трагическим размахом;

и Айдингер в который уже раз оказывается магнитом, приковывающим всё наше внимание – и концентрирующем на себе всю энергию фильма.