Венецианский
кинофестиваль


Вадим Рутковский
5 September 2016

День 6.
Ещё раз про артдок

Неигровое кино прочно обосновалось на всех крупных международных смотрах – в Венеции с ним даже легкий перебор: док во всех официальных программах. Тем не менее, сегодняшний фильм дня – документальный. Выбирал из двух (на третий, «Рокко», про порнозвезду Рокко Сиффреди, сил не хватило, к тому же, по слухам, там только говорящие головы – тоже мне, порно).


Первый – внеконкурсный, музыкальный, черно-белый, в 3D: One More Time with Feeling Эндрю Доминика. Приурочен к выходу Skeleton Tree, нового альбома Ника Кейва и The Bad Seeds, будет показан в кинотеатрах вне фестиваля только раз, 8 сентября.


Но смотреть его, конечно, надо только в Венеции, где в 2007-м прошла премьера великого фильма Доминика «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (где Кейв был автором саундтрека и появлялся в эпизодической роли бродячего скрипача). One More Time with Feeling, вроде бы, традиционный док о музыканте: с интервью, песнями и кадрами родных и близких (соратников по группе, жены Сюзи, сына Эрла – а посвящен фильм памяти его брата-близнеца Артура, сорвавшегося со скалы в 2015-м).

Но и интервью глубже, чем обычно принято, и песни, исполняемые Кейвом в студии, сняты как выдающиеся клипы (оператор Бенуа Деби работал с Вимом Вендерсом на «Всё будет хорошо» и «Счастливых днях Аранхуэса»).

А в эпизодах с родными и близкими проскальзывают источники энергии Кейва – от очевидных, вроде американской готики (на нее в дизайне платьев ориентируется Сюзи), до неожиданных, таких, как фотографии Мирослава Тихого (которого Кейв, не знакомый с восточноевропейскими языками, называет «Тиший»). Жаль только, Доминик не объясняет, как Кейв в свои 58 лет выглядит максимум на 30+.


Второй док дня – он и побеждает, потому что я всё-таки больше синефил, чем меломан – показанный в «Горизонтах» «Доусон Сити: Замороженное время» (Dawson City: Frozen Time) нью-йорского документалиста и видеохудожника, часто работающего с архивными материалами.


Для этого двухчасового музыкального эссе об истории города золотоискателей с конца XIX века до середины ХХ Моррисон перелопатил уйму немых фильмов, часть из которых была чудом найдена в Доусоне на месте старого бассейна, в 1978-м.

Завораживающий поток образов из игровых и хроникальных лент, подтверждение того, что «рукописи» (в данном случае, написанные кинокамерой) не горят, даже если запечатлены на старую взрывоопасную нитратную пленку.

Авантюрное путешествие на Клондайк времен золотой лихорадки (зал заметно оживляется при упоминании о дальних родственниках Дональда Трампа – капитал семьи начинался с борделя в Доусоне). Образец тонкого взаимодействия кино и музыки: медитативный саундтрек написан музыкантом и художником из Балтимора Алексом Сомерсом, на счету которого и один из инди-хитов года – «Капитан Фантастик», идущий в российском прокате прямо сейчас.