Женщина и несколько её мужчин


Вадим Рутковский
14 февраля 2024

В прокате – «Тайное влечение», впечатляющий режиссёрский дебют Стаси Венковой, полиаморная история начинающей актрисы и режиссёра

Красивая чувственная драма с реминисценциями «Анны Карениной» и замечательной дебютанткой Марией Янычевой в главной роли – редкий в исконно бесполом отечественном кино образец фильма, неравнодушного к сексуальности.


Чёрная коробка студенческой репетиционной аудитории, препод по мастерству вещает про солнце в носу и тайну, которая должна быть в каждом интересном артисте;

будущие звёзды экрана и сцены прыгают, кричат, рычат, курлыкают.

В следующей сцене обсуждают мечты про будущую жизнь; в следующей, молниеносно сменяющей предыдущую – тренинг на лугу, белые одежды словно на праздник Ивана Купала; но это не праздник – учёба и игра; и Вета (Мария Янычева) предъявляет наставнику: «Вы меня за всё это время к тексту ни разу не подпустили». Вета учится в творческом вузе – очень похожем на ВГИК, где в предпоследней актёрско-режиссёрской мастерской Сергея Соловьёва училась сама Стася Венкова, отлично знающая и отлично воспроизводящая эту среду и подвижную, открытую актёрскую природу. Вот они, типичные студенты-вгиковчане (мхатовцы, щукинцы – выберите свой вариант): радостно бесятся, пусть материал, предложенный педагогом Алисой Алексеевной (Роза Хайруллина) не то, чтобы весёлый – «Анна Каренина».


Бойфренд и однокурсник Веты Денис (Антон Рогачёв) – конечно, абсолютный Вронский; он и Вета – идеальная пара.

Были парой, пока Вета не столкнулась с приглашённым «по обмену» польским режиссёром,

40-летним Романом (Миндаугас Папинигис) у какого-то уличного автомата. Он ничего не ставит, она ничего не играет: «Тебе не кажется, что мы встретились не случайно?»


Стася Венкова (теперь, по мужу, Стася Толстая – «Тайное влечение», видимо, останется единственным её фильмом, подписанным девичьей фамилией) использует любовный треугольник как отправную точку, но снимает не мелодраму, мол, вот пылкий ровесник, вот зрелый дядя, отчасти – замена отца (Найк Борзов), тоже театрального деятеля, сбежавшего к той, что Вете в сёстры годится. Мой личный «вопросик», кстати, как раз к выбору артиста на роль псевдоевропейского (псевдо – потому что учился герой в том же московском вузе) соблазнителя.

Это, безусловно, традиция – Кончаловский с Рязановым тоже приглашали гордых полячек на главные роли;

но вот Роман с недоэспаньолкой – слабоват, не такому говорить «я бог»; его монологи – самое уязвимое место; какой-то опереточный кент.


Да шут с ним; не вбуду гадать о женских предпочтениях. «Тайное влечение» – эротическая и романтическая драма, в которой творчество, искусство, сама жизнь – тоже объекты вожделения; стороны глобального витального влечения. И наслаждения, конечно.

Репетиции и секс, общение за барной стойкой и кухонным столом, ревность, театр (неважно, что там в финале получается – шедевр или шляпа), панки на ночной улице – всё радость; всё плоть; всё дух.


В имени героини Розы Хайруллиной – Алиса Алексеевна – можно прочесть слово «Асса»; режиссёр, который обменялся с Ромáном/Рóманом странами и квартирами – Сергей Соловьёв (обмен даёт повод для очаровательного камео самой Стаси). Но Венкова не имитирует стиль учителя – хотя имеет полное право, свой последний, короткометражный фильм «P.S. Ути-ути-ути» божественный САС снял по сценарию Стаси (посмотреть «Ути» можно в любой момент, бесплатно и без регистрации, в онлайн-кинотеатре CoolConnections). Ищет свой. Алиса Алексеевна (занятное совпадение – смолит в помещении, как Алла Борисовна Покровская, которой подобное дозволялось даже после вступления в силу всех драконовских запретов) пытает учеников, делающих эскизы по отрывкам Толстого: что значит отрывок? В том числе, и рывок;

«Тайное влечение» – именно фильм-рывок, упоительный микс амбициозности и наивности,

оправдывающей сексуально заряженные сны в лодке, плывущей из кустурицевского «Времени цыган».