Молодое кино на CoolPlay: «Рыба»


Вадим Рутковский
3 ноября 2023

В спецпроекте CoolConnections, посвящённом режиссёрам будущего – онлайн-премьера драмы Виталия Уйманова – истории болезни, истории жизни, истории семьи

Кино жестокости и красоты, отчаяния и света; бытовая, основательно вписанная в реальность и вневременная «Рыба» – фильм о том, о чём не скажешь по телефону да и вообще рискуешь не найти слов – в свободном доступе на платформе CoolPlay.

Фильм начинается с воды – только другой, не той, где живут рыбы – с занятия по плаванию (оно же – психотренинг) в хлорированном бассейне: «девочки, раз, два, три, плавное движение ладошками, всё будет хорошо!» Среди пловчих-любительниц – далеко уже не девочек – Ольга (потрясающая непрофессиональная актриса Светлана Свиридова; в vk есть её дневник о съёмках).

Одинокая при «живой» семье: со взрослой дочерью, в основном, по мобильному, муж тоже далеко от дома.

В место его временного пребывания и направляется в этот выходной Ольга...


Закольцовывающая «Рыбу» фраза «Всё будет хорошо» – заклинание, любимое лайф-коучами и режиссёрами-утешителями. Условия и обстоятельства, в которые попадает героиня, заставляют сильно сомневаться в таком исходе: «Рыба», премьера которой прошла в короткометражном конкурсе 31-го «Кинотавра» – жёсткий фильм; и Виталий Уйманов – точно не утешитель; приверженец чёрных сюжетов; автор, не боящийся грубых и грязных сторон. И в «Стёпке», побывавшем на «Кинотавре» через год после «Рыбы» (и поверхностно воспринятом там как подражание «Грузу 200»), и в жутковатой сказке «Папа», участнике фестиваля «Короче»-2023. Локации «Рыбы» – женская раздевалка, рынок, казённое учреждение, индустриальные пейзажи за окном троллейбуса, супермаркет.

Фильм фантастически точен в отображении реальности – и фантастичен; он здесь, на улицах и в домах Тольятти 2019-го года – и не здесь;

мир, в котором выпало быть Ольге, мерцает; повседневный неуют таит физически ощутимое присутствие чего-то другого, большего и спасительного.


Виталий Уйманов – режиссёр, живущий и работающий в Тольятти; после школы учился на юридическом факультете местного университета, в 2015-м поступил на двухгодичную программу «Режиссуры и кинодраматургии» при ВГИКе. Об удачной фестивальной судьбе всех трёх его картин, снятых после обучения, я сказал выше. С фильмографией Виталия знакомился в обратном порядке, начав с «Папы», загипнотизировавшего первым же кадром: на экране – ничего особенного, обшарпанная кухня; интерьер, обычно обещающий чернуху. Но тут – иное; не оторвать глаз – так выстроены ракурс и свет. И в агрессивном, шокирующем «Стёпке», не покидающем стен ментовской халупы, есть незабываемые – как бы пустые – планы, где камера «просто» всматривается в пространство. Уйманов, при всем умении тревожить отчаянными, болезненными сюжетами – режиссёр-художник. Впрочем, слово «художник» можно было и не использовать; кинорежиссёр – достаточно. Настоящий, который говорит не текстом, но изображением.

Виталий Уйманов о «Рыбе»:


Однажды я оказался свидетелем очень странной ситуации в столе передач при инфекционной больнице. Прибывшая, с пакетами продуктов, женщина не смогла сориентироваться, каким образом делается передачка. Она позвонила ждущему её человеку с вопросом куда именно его перевели из обычного стационара? В какой-то момент женщина впала в состояние оцепенения, неверия... непонимания. Должно быть человек, на той стороне телефонной трубки, до последнего не сообщал, куда его перевели. Почему он не сказал раньше? Искал подходящий момент, но так и не нашел? Что теперь будет делать она? В общем, появилось много вопросов, а с ними и фильм.

«РЫБА» В ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРЕ COOLPLAY