Классный секс и классовые отношения


Вадим Рутковский
22 февраля 2024

В прокате – «Природа любви», романтическая и драматическая комедия канадки Моньи Шокри, фильм-участник каннской программы «Особый взгляд»

Мягкое кино про чувства и интимные отношения взрослых людей, лирично снятое постоянным оператором Ксавье Долана Андре Тюрпеном. Усложняет лёгкий жанр – и придаёт адьюльтерной истории глубину – разный социальный бэкграунд героев.


«Я тебя люблю. – И я тебя люблю»: нежные слова, которыми София и Ксавье обмениваются перед сном.

Но спать предпочитают порознь – интеллектуалы ценят личное пространство.

Сохраняют трезвость мысли – даже после домашнего застолья, на котором с бóльшим жаром обсуждают антропологию, мораль и универсальные ценности, чем пьют. Не форсируют эмоции – могут с улыбкой и без ревности обсудить перед сном, впечатлила ли Ксавье французская разведёнка. И не торопятся заводить детей: перед глазами пример до чёртиков задёрганной потомством подруги Франсуаз (в этой роли – сама Монья Шокри, режиссёр). Конец идиллической стабильности кладёт встреча Софии с шабашником Сильвеном, взявшимся за ремонт загородного дома...


Когда-то главред журнала AD Женя Микулина, моя коллега по работе в «башне стиля» – издательском доме Condé Nast, заметила, что Ромео и Джульетта сегодня – немыслимы (ну точно были немыслимы до тотального мирового раскола 2020-х); с размыванием всех межчеловеческих границ невозможная, трагическая любовь окончательно превратилась в миф (и поэтому Женя стала писать любовные романы о вампирше и смертном). Всё так, и «Природа любви» – комедия, никак не трагедия, однако и в благополучном, мирном западном мире находит непримиримые противоречия, обостряющие традиционный любовный треугольник. Да их и искать особо не пришлось; всё на поверхности. София (Магали Лепин Блондо, «Девушка моего брата», «Ночь, когда Логан проснулся») – из династии умников и умниц; читает пожилым лекции о природе любви в трудах Платона, Шопенгауэра и Владимира Янкелевича, знает толк в вине и современном искусстве, по поводу которого разгораются дебаты за семейным столом. Сильвен (Пьер-Ив Кардинал, «Том на ферме», «Надя, баттерфляй») – потомственный жлоб; починить бачок – запросто, но из стихов знает только строчки попсового шансонье и ксенофоба Мишеля Сарду; за столом в его семье пьют дешёвое винище и не стесняются расистских и шовинистских ремарок. По-французски фильм и называется – Simple comme Sylvain, «Простой, как Сильвен».

Но вот же ж, полюбили друг друга; всерьёз – не потому, что София устала от людей с богатым словарным запасом, а альфа-самец запал на образованную.


Сказать, что в фильме Шокри нет клише, значит приукрасить. Только клише эти облагораживаются деталями; обретают индивидуальность – следовательно, и штампами быть перестают. Рядовая, сделанная чисто для развлечения комедия остановилась бы на шарже, Шокри снимает про живых людей, формулируя мудрую – и почти провокационную – идею о том, что не так уж и важно, за левых или ультраправых отдаёт твой близкий голос на выборах. Разрабатывает и первый, и второй план; не делит героев на важных и второстепенных – запоминается и страдающий Альцгеймером свёкор Софии, и колоритная гей-пара на вечеринке (надеюсь, что эти персонажи как-то выжили и в российской прокатной версии), и даже случайные простаки-прохожие, высмеянные снобом Ксавье.

Особый взгляд Шокри – это панорамный взгляд; кажется, так просто – только мало у кого получается.