Свободное лаянье


Вадим Рутковский
23 марта 2018

«Остров собак» Уэса Андерсона ближе, чем кажется

Грандиозный мультфильм самого обаятельного американского режиссера наших дней выйдет в широкий прокат в мае. А российская премьера назначена на 30 апреля и пройдет аккурат накануне дня рождения режиссера: 1 мая ему исполняется 49 лет (а кто даст?!)


В мире есть люди, которые не любят собак. И люди, которые не любят фильмы Уэса Андерсона. Первых я могу понять: псы, конечно, симпатяги (или, как говорит моя подруга Оля Шакина, лапсы), но бывают злыми, назойливыми, кусачими – и не обязательно от жизни собачьей (и про аллергию на шерсть тоже помним). Вторых я понимать отказываюсь, потому что не любить Уэса Андерсона – это всё равно, что не любить смеяться, не любить радоваться, вообще не любить (или любить только фильмы режиссера Звягинцева).

У Андерсона и фантазия, и остроумие, и экшн, и гэги, и тысяча мелочей, заполняющих изощренно выстроенный кадр, но главное в том, что имманентное свойство его кино – радость.

О чём я недавно писал в репортаже с Берлинского фестиваля, который в этом году открылся под тамтамы «Острова собак», а закрылся, как положено, раздачей наград, и Андерсону достался «Серебряный Медведь» за режиссуру. В моём же личном рейтинге из всего увиденного в 2018-м Андерсон – на первом месте. Уверен, что когда «Остров собак» доберется до наших экранов, таких, как я, наберется много.


В детстве, выбирая между рисованными и кукольными мультфильмами, я отдавал предпочтение первым. Кроме того, я считал мультфильмами второго сорта те, что сопровождались в телепрограмме комментарием «мультфильм для взрослых» (потому что они, по большей части, были несмешными, угрюмыми и отличались от нормальных – как поддельные ёлочные игрушки от настоящих: не радовали). Это потому, что в моём детстве не было Уэса Андерсона (он сам тогда был ребенком, хоть и старше меня на пять с половиной лет). «Остров собак» – вторая после «Бесподобного мистера Фокса» (2009) кукольная анимация в его фильмографии, и выглядит она как нормальный игровой фильм.

Только вместо обычных представителей homo sapiens и canis lupus familiaris в кадре люди и звери с заостренными чертами характера, лица и морды.

И оппозицию между «взрослым» и «детским» Андерсон уничтожает без напряжения. Согласитесь, даже всеми уважаемые и обожаемые мультфильмы студии Pixar, не говоря о большинстве других, хоть от Walt Disney, хоть от Aardman, воспринимаются нами – имею в виду совершеннолетнее население планеты – продуктом для детей. Один Уэс делает универсальные мультфильмы, не поддающиеся возрастной классификации.

То есть, вести в зал ребенка можно (и нужно) смело, и при этом не надо оправдывать своё присутствие сопровождением ребенка:

«Остров собак» не менее изобретателен, умён и значителен, чем бодрая фантазия о мире накануне глобальной войны «Отель «Гранд Будапешт» или фреска из жизни дисфункциональной династии «Семейство Тенненбаумов» (ну или любой другой официально взрослый фильм Андерсона).


«Остров собак» – и сказка, и антиутопия, выбравшая местом действия Японию – страну ритуалов, самурайского культа смерти, якудза, первых атомных бомбардировок, технократической революции, природных и техногенных катастроф:

всё это есть в бэкграунде фантастической Японии недалекого будущего из «Острова собак».

Уже после Берлинале я прочёл полсотни пьес из проекта фестиваля «Любимовка» «7х7». Много времени это не заняло: по условиям конкурса каждая пьеса состоит из семи слов (и ни одним больше).  Так вот, среди текстов обнаружился идеальный эпиграф для фильма, пьеса Константина Стешика «ПыСы»: «Вчера ночью убили всех собак. Кроме меня».

Похожий акт уничтожения у Андерсона замышляет мэр города Мегасаки Кобаяши. Нет, как водится среди современных политиков, он маскирует свои кровавые фашизоидные планы заботой о населении: псы, пораженные неизвестным науке вирусом – источник заразы (о том, что к появлению вируса причастен сам кошатник Кобаяши, догадается даже ребенок). Следовательно, их необходимо, как минимум, изолировать – отправить в гетто, на свалку, то бишь, необитаемый мусорный остров. Только Кобаяши не учёл, что обмануть можно взрослых, но не детей, у которых еще сохраняется иммунитет к пропаганде, и нажил врага в лице собственного племянника, воинственного сироты Атари. Атари садится за штурвал угнанного летательного аппарата и отправляется на остров искать своего четвероногого друга Спотса, с высылки которого начался геноцид собак. В помощь мальчику – банда альфа-псов из Кинга, Рекса, Дюка, Босса и их главаря, бродячего и безродного Шефа.

Приключения будут опасными!


В оригинальной версии Атари озвучивает десятилетний канадец Койю Ранкин, который год назад дебютировал ролью маленького барабанщика в клипе The Mojo Stars «You don't know me and I wish you would».


Чьим голосом заговорит Атари в российской версии, пока не знаю. Вообще же, дубляж «Острова...» – серьёзный вызов: в фильме сложная вербальная партитура из голосов и титров. Псов, «лаящих» на хорошем английском, озвучивают звёзды – Лив Шрайбер, Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Джефф Голдблюм, Боб Балабан, талисман Андерсона Билл Мюррей, Тильда Свинтон в роли пёсьего Оракула и Скарлетт Йоханссон, говорящая за бывшую цирковую собачку Мускатный Орешек. Перевод же человеческого японского языка на английский был осуществлен – об этом предупреждают титры – студентами-волонтерами и google-транслейтом, так что не требуйте многого.

Сам же фильм выдержит любые требования: Андерсон, такой милый, такой славный, чуждый политике модник, снял выдающийся политический фильм – антитоталитарный, грозный и сильный как «Левый марш» или «Песня Единого фронта»:

«хотят накормить нас пустой болтовней – к чертям, спасибо за честь».


Только не пугайтесь, ничего общего с угрюмыми «мультфильмами для взрослых»: это весело, смешно, задиристо и на стиле. Как только Андерсон умеет.