Почти весь Дэнни Бойл


Вадим Рутковский
27 января 2017

Большая ретроспектива с 8 по 13 февраля в Москве – за месяц до премьеры второй части великого «Трейнспоттинга»

Ключевые работы Дэнни Бойла, половина – впервые на большом экране! Дэнни Бойл лично посетит открытие и встретится со зрителями в формате Q&A 8 февраля после сеанса «На игле».

«Трейнспоттинг» – больше, чем фильм: часть биографии тех, кто взрослел в 1990-е. Для миллионов зрителей Дэнни Бойл – не просто великий режиссер, но единомышленник и верный собеседник. Автор, способный мимикрировать под любой жанр, вплоть до зомби-хоррора, но всегда говорящий о главном: личном выборе, социальной адаптации, судьбе-индейке, втягивающией нас в бесконечные викторины, смысле жизни, наконец. Режиссер, все герои которого – Настоящие Люди: одиночки, вроде бы, обреченные на проигрыш, но добивающиеся невозможной победы.

На большой московской ретроспективе, предваряющей мартовскую премьеру второго «Трейнспоттинга», Бойл лично представит свои фильмы.

2017-й начинается очень круто!


«НЕГЛУБОКАЯ МОГИЛА» / Shallow Grave

1994

Черная комедия о современной коммунальной квартире и чемодане денег

Алекс (Юэн МакГрегор), Дэвид (Кристофер Экклстон) и Джульет (Керри Фокс) – верные друзья, на паях снимающие квартиру в Эдинбурге.

Аренда стоит денег, и троице жизненно нужен четвертый сожитель – тот, кто пройдет уморительно смешной и циничный экзамен на совместимость характеров.

И вот новый сосед найден – только ненадолго: не пройдет и недели, как жилец откинется от передозировки, оставив в распоряжении друзей чемодан, набитый деньгами. Счастливая находка? Как бы не так...

«Неглубокая могила» – фильм-сюрприз: кинодебют скромного телевизионщика Бойла прогремел на весь мир, бюджет в два с половиной миллиона долларов окупился с процентами, начинающий актер Юэн МакГрегор получил путевку в звездную жизнь. Панковская лихость, с которой Бойл вещал о кровавых потехах и бесконечой человеческой алчности, не стала помехой ненавязчивому моралите.


«ТРЕЙНСПОТТИНГ» («НА ИГЛЕ») / Trainspotting

1996

Краткий курс счастливой жизни

История шотландского наркомана Марка Рентона и его друзей, рассказанная им самим (вернее, писателем Ирвином Уэлшем, мастером коктейлей из сленга, беспощадного физиологического реализма и диких фантазий). Портретная галерея колоритнейших типов: вот сам Марк (МакГрегор), вот блондинистый киноман Sick Boy (в остроумной версии видеопирата-переводчика – Калич; экс-бойфренд Анджелины Джоли Джонни Ли Миллер), вот долбанутый на всю голову драчун и психопат Бегби (Роберт Карлайл), вот нескладный «Картофелина»-Спад (Юэн Бремнер), по пьяни обгаживающий простыни в доме подружки, а вот пятый в компании заклятых друзей, единственный приличный (и самый несчастный) Томми (Кевин МакКидд).

Каталог лучшей музыки на свете: «Choose Life» – спич захлебывающегося на бегу Рентона – под Игги Попа, героиновые ломки – под Underworld, наркотические глюки – под Лу Рида.

Фильм-веха, легенда 1990-х, объект не то, чтобы культового – есть в этом слове что-то сомнительное – поклонения, но настоящей всенародной любви. Его знают наизусть даже те, кто редко выбирается в кино – потому что фильмов о самом важном, настолько метко попадающих в цель (да еще и сделанных с такой свободой, юмором и азартом), в мире раз, два и обчелся.


«ПЛЯЖ» / The Beach

2000

Остросюжетная притча о призрачном земном рае

Тихий американец Ричард (Леонардо ДиКаприо) едет в Бангкок – проверенным туристическим маршрутом. Но в отеле встречает эксцентричного Даффи (Роберт Карлайл), бредящего секретным пляжем, скрытым от толп отдыхающих. Пожалуйста, вот карта – и Ричард вместе с парой симпатичных французских молодоженов (Виржини Ледуйаен и Гийом Кане) отправляется на поиски приключений, до поры не задумываясь, как зыбка граница между утопией и её противоположностью...

Экранизация бестселлера 26-летнего Алекса Гарленда: первое издание «Пляжа» разошлось тиражом 700 тысяч экземпляров в Великобритании, и 300 тысяч – в США.

Эффектный и горький молодежный хит: за тайнами, гедонизмом, адреналиновыми приключениями и коралловыми островами – роман об утрате иллюзий.

Сам Бойл комментировал фильм с фирменной иронией: «Роман Гарленда – совсем не «Повелитель мух». Это рассказ о попытке построить совершенное общество, основанное на абсолютной лжи. О том, что можно создать в сердце чьей-нибудь культуры рай, не имеющий к ней никакого отношения. Главный герой – восприимчивый, нерешительный и немножко сумасшедший. Характер, который так мне нравится. Вот только продать его большой аудитории сложно. Так что пусть Лео постарается». А вот что писал в 2000 году Леонид Александровский: «И «Пляж»-фильм, и «Пляж»-саундтрек являются, в принципе, духовными отпрысками «Трейнспоттинга». И дело не только в том, что окоченевшую ледышку Лео дрейфануло к югу, где он подтаял и выбросился на тайский бережок просохнуть. И эдинбургские наркоманы, и пляжные зайцы последнего фильма равно одержимы избавляющим от иллюзий путешествием сквозь идеалистические слои бытия в поисках наслаждений и забвения. И делают они это под родственную музыку».


«28 ДНЕЙ СПУСТЯ» / 28 Days Later

2002

Умный зомби-хоррор

Миру не пришел бы конец, если бы не экологи-экстремисты: отряд «зеленых» выпустил на волю подопытную обезьяну, чей укус привел к молниеносному превращению людей в одержимых убийством мутантов. Вот только лондонский курьер Джим (Киллиан Мерфи) ухитрился пропустить начало апокалипсиса – заработал черепно-мозговую травму и 28 дней провалялся в коме. Джим просыпается в городе, которого больше нет...

Социально ответственный хоррор – о вирусе агрессии, поражающем современное общество и снова об утопии и поиске себя.

В главной роли – голубоглазый беспредельщик Киллиан Мерфи, заявивший о себе незадолго до Бойла ролью в «Дискосвиньях» Кирстен Шеридан. В отличие от «Пляжа», расколовшего зрителей и профессионалов на два лагеря, «28 дней спустя» оказался стопроцентной удачей и одним из самых влиятельных фильмов XXI тысячелетия, запустившим новую волну зомби-ужастиков (при том, что пораженные вирусом ярости герои формально не относятся к классу «живых мертвецов») и компьютерных игр. Сиквел «28 дней» в 2007-м сделал модный испанский режиссер-мистик Хуан Карлос Френадильо.


«ПЕКЛО» / Sunshine

2007

Научно-фантастический триллер о романтике подвига

2057 год. Наша планета доживает свой век: Солнце теряет силы, и Земля покрывается смертоносным льдом. Последняя надежда – на космический корабль «Икар II», чья миссия – стимулировать огненную звезду взрывом термоядерной бомбы (процедурой, похожей на укол адреналина прямо в сердце). В пути команда корабля получает сигнал бедствия с «Икара I», считавшегося погибшим семь лет назад. Стыковка с неожиданно обнаруженным предшественником приводит к фатальным последствиям...

Второй фильм Бойла и Киллиана Мерфи – здесь великий ирландец сыграл благородного физика Роберта Кейпу. Эталонная работа режиссера, на сей раз облекшего свою постоянную тему человеческой ответственности в форму космического триллера. В «Пекле» Бойл дал полную свободу и своим визионерским замашкам:

Ослепительная сюрреалистическая поэма, аналог футуристической оперы «Победа над Солнцем», шедевр захватывающего сюжетосложения и неземной красоты.


«МИЛЛИОНЕР ИЗ ТРУЩОБ» / Slumdog Millionaire

2008

Честная сказка о чуде

Вся Индия прикована к итоговому выпуску телевикторины «Как стать миллионером». Её финалисту Джамалю Малику (Дев Патель), остается ответить всего на один вопрос, чтобы выиграть 20 миллионов рупий. Но во время перерыва в игре Джамаля арестовывает полиция – по подозрению в мошенничестве: а как иначе неграмотный 18-летний нищеброд из Бомбея мог достичь такой высоты? Исповедь героя – как когда-то закадровый рассказ Марка Рентона – оживает на экране в виде невероятной истории, задающейся вечным вопросом о секрете победы.

Джамаль смошенничал? Ему повезло? Он гений? Или так предначертано?

Суперхит Бойла, завоевавший восемь премий «Оскар», включая награду за лучший фильм 2008 года. Сказка, ставшая счастливым билетом для молодых актеров – Дева Пателя и его роскошной партнерши Фриды Пинто (впрочем, у Бойла это – обычное дело). Очень простая, говорящая сердцем картина о том, что всё будет хорошо: в изложении не впервой размышляющего об утопии Бойла эта утешительная ложь звучит как проверенная мистическим опытом истина.


«ФРАНКЕНШТЕЙН» / Frankenstein

2011

Спектакль Королевского Национального театра – зеркальная история влюбленного монстра и его создателя

Доктор Виктор Франкенштейн вступает в соперничество с Господом, вдыхая жизнь в Существо, сшитое из фрагментов человеческих тел. Ужаснувшись содеянному, ученый оставляет свое несчастное, безобразное, но жадно ищущее любви создание наедине с судьбой. Кровавые последствия неизбежны...

Мало кто вспоминает, что свой профессиональный путь Бойл начинал в театре: с 1982 по 1987 год он работал в легендарном лондонском Royal Court’е. И его обращение к бойкой пьесе Ника Дира (основанной, в свою очередь, на романе Мэри Шелли) выглядит максимально естественным. Как и кинотрансляция спектакля, ставшая хитом проекта TheatreHD в 2011-2012 годах. На главные роли Бойл пригласил Бенедикта Камбербэтча и Джонни Ли Миллера.

Штука в том, что звездные исполнители запросто меняются ролями: этот «Франкенштейн» существует в двух зеркальных версиях.

Музыку к проекту сочинила одна из любимых группы Бойла – Underworld; их треки звучат в «Трейнспоттинге», «Пляже» и «Пекле», кроме того, Underworld работали с Бойлом над церемонией открытия Летних Олимпийский игр 2012 года.