Женщина с хвостом желает познакомиться


Вадим Рутковский
21 November 2016



«Зоология» Ивана И. Твердовского – самая диковинная лирическая комедия на свете

Обладатель Спецприза фестиваля в Карловых Варах и хит киносмотров в Чикаго, Филадельфии и Остине выходит в российский прокат.

Сотрудница приморского зоосада Наташа – ведущий специалист по закупке кормов – одна из миллиона, простая русская женщина: одинокая, неухоженная, без подруг, работает в дурной компании густо накрашенных хамок с «халами», живет со старой мамой и старым котом, уже не отличающим весну от осени. Да и сама она, как тот кот, давно забыла о том, что такое личная интимная жизнь; не живет, а существует – будто в летаргии. И радостей у Наташи всего, похоже, две: подопечные звери да перекур украдкой – чтобы мама, чего доброго не заметила, – на кислой лестничной площадке.

Но однажды у Наташи вырастает хвост – настоящий, длинный, толстый и подвижный.

Поборов стыд, Наташа идет в поликлинику, где знакомится с молодым и милым рентгенологом Петей. По городу ползут страшные слухи – о «хвостоноске», насылающей на людей неизлечимые болезни, но Наташа, кажется, впервые начинает чувствовать себя женщиной – любящей и любимой...

«Зоологию» придумал и поставил Иван И. Твердовский, один из самых интересных молодых режиссеров: про большинство фильмов в мире, и хороших, и не очень, всё примерно понятно заранее, кино Твердовского всегда удивляет. Он – автор нашумевшего полнометражного «Класса коррекции» и без малого десятка короткометражек, часто – провокационных и ловко сбивающих с толку: так игровые «Снег» (монолог учительницы, отправляющейся на точку за дозой для дочери-наркоманки) и «Собачий кайф» (будни подростка, забавляющегося опасными играми с умышленной асфиксией и западающего на разбитную девушку постарше) легко принять за документальные (что многие, в том числе, и фестивали, сделали). В неигровом кино сын опытного документалиста Ивана Твердовского тоже пробовал силы – и очень удачно: «Пианизмом» о музыканте Сергее Мусаеляне. Фильмы младшего Твердовского могут и волновать, и раздражать: в «Зоологии», как и в «Классе коррекции», он часто использует сильнодействующую модель для погружения зрителя в стопроцентный нервяк – окружающие буквально травят героиню, «белую ворону», не вписывающуюся в сплоченный коллектив. Но как ни относись к этой умелой, расчетливой и жестокой манипуляции эмоциями, невозможно не признать мощнейший режиссерский дар Твердовского (он, кстати, не только сценарист, но и монтажер своих фильмов, что бывает редко), профессионализм, четкость и умение легко работать с разными повествовательными и визуальными приемами.

Про «Зоологию» заранее, конечно, лучше вообще ничего не знать, кроме основного сюжетного хода. Сюрпризов много, и они не только драматургические. Главный – в том, что Твердовский делает своего рода извращенный вариант советской лирической комедии; в заголовок текста о «Зоологии» так и просятся то «Одинокая женщина желает познакомиться», то «Женщина с цветами и шампанским», а то и «Любимая женщина механика Гаврилова». «Зоология» – такой же внимательный к быту, под соответствующую времени эстрадную музыку рассказ о «зимней вишне» «между отчаянием и надеждой», не без фрагментарной нежности, но жёстче, темнее, с шокирующей физиологией. Смешно – но не весело. Про любовь – но и про безысходность, без хэппи-энда и сентиментальных «соломинок». В этом диком мире, где заключенные в зоопарке животные чуть ли не человечнее людей по паспорту, живые чувства и личностный рост возможны только в крайнем случае – когда чудовищный анатомический изъян выделяет тебя из агрессивной толпы.

А еще «Зоология» – про Россию, неуютную, фантасмагоричную, сказочную – только современная сказка эта далека от благолепия издававшихся «Детской литературой» сборников Афанасьева. В фильме есть потрясающий кадр с церковью, встроенной в жилой дом на месте занимавшего первый этаж гастронома. Кадр, выглядящий несусветной фантазией – но при этом абсолютно реальный: ради него группа провела съёмочный день в Евпатории. Социальный срез в «Зоологии» сколь мизантропичен, столь и точен; гоголевско-кафкианский абсурд повседневности запечатлен с документальной жесткостью. Но формалист Твердовский идет дальше, и в результате картина, ни в чем, кроме фантастического хвоста, не грешащая против жизнеподобия, походит на анимационный гротеск. Мультфильм для взрослых – с участием живых актеров. Они в «Зоологии» замечательные, с серьезным театральным бэкграундом. В главных ролях – получившая приз на «Кинотавре» Наталья Павленкова из Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ, уже снимавшаяся у Твердовского в «Снеге» и работавшая с Робертом Уилсоном над «Сказками Пушкина», и ленкомовец Дмитрий Грошев. Смелые люди, играющие не зоологию, а психологию.