The Met:
Live in HD.
Сезон 2019-2020

Город:
Москва

Кинотеатры:
Балтика
КАРО Эрмитаж
Кинозал ГУМ
Киномакс Водный
Киномакс Мозаика
Киномакс Пражская
Киномакс Титан
КИНО ОККО Афимолл Сити
Москино Звезда
Москино Салют
Москино Факел
Москино Юность
СИНЕМА ПАРК Калужский
СИНЕМА ПАРК Метрополис
Формула Кино Европа
Формула кино на Кутузовском
Формула Кино на Полежаевской
Формула кино ЦДМ
Формула Кино Чертаново
Эльдар

Даты:
12.10.2019-30.06.2020


Подробнее о проекте в городах:


Мария Стюарт
Maria Stuarda

Страна: США
Год: 2020
В ролях: Диана Дамрау, Джейми Бартон, Стивен Костелло, Микеле Пертузи, Анджей Филончик
Дирижер: Маурицио Бенини
Режиссер: Дэвид Маквикар
Сценография и костюмы: Джон Макфарлейн
Художник по свету: Дженнифер Типтон
Хореограф: Леа Хаусман
Жанр: опера
Язык: итальянский
Перевод: русские субтитры
Хронометраж: 2 часа 56 минут
Возраст: 16+

«Мария Стюарт» – одна из четырех опер Гаэтано Доницетти, написанных на сюжет из английской истории («Анна Болейн», «Роберто Девере» и «Замок Кенилворт»). Династия Тюдоров оказалась для композитора идеальной находкой: драматические и любовные перипетии, хотя и зачастую приукрашенные литераторами, – идеальная приманка для зрителей, и не только в XIX веке. 
Основой для либретто послужила пьеса Фридриха Шиллера о последних днях Марии Стюарт. Ее кульминация – вымышленная встреча двух королев, Марии и Елизаветы. В либретто Джузеппе Бардари политический конфликт усилен романтическим: соперницы оспаривают друг у друга не только трон, но и любовь графа Лестера.
Страсти, кипящие в опере, любовь, предательство и политическая борьба безусловно привлекали зрителей, но не очень нравились цензорам, особенно в Италии (опера изначально была написана для театра Сан-Карло в Неаполе). «Мария Стюарт» была запрещена дважды. Легенда гласит, что на генеральной репетиции в Неаполе королева упала в обморок, услышав в диалоге венценосных героинь страшное слово «незаконнорожденная». До премьеры дело не дошло.
Второй попытке дать опере жизнь Доницетти обязан знаменитой певице Марии Малибран. Специально для нее композитор внес изменения в партию Марии, чтобы Малибран смогла блеснуть своим мастерством, а вот партию Елизаветы, наоборот, немного упростил. У оперы появилась увертюра, а реплику про незаконное происхождение царствующей особы  цензоры все же попросили вырезать. Отметку «премьера» на этот раз преодолеть удалось, но через пару недель оперу снова закрыли. Примадонна вопреки запрету произнесла со сцены то, что произносить было нельзя. Малибран можно понять: злополучное слово звучит в одной из самых ярких сцен оперы – во время встречи двух королев. Здесь невероятно гармонично сплетается драматическое начало и виртуозное пение. И велика вероятность, что  пожертвовав хоть нотой, рискуешь потерять достигнутый эффект. Так на столетие опера исчезла из репертуара. 
«Мария Стюарт» возвратилась на сцену уже в XX веке. В 1950-е ее поставили в Италии,  а в 1977 в Ковент-Гарден  в партиях двух королев выступили легендарные Джоан Сазерленд и Югетт Туранжо. Постепенно партии Марии и Елизаветы стали обязательным пунктом в послужном списке знаменитых примадонн прошлого и настоящего, что открыло путь для творения Доницетти во все оперные театры мира.
В Метрополитен «Марию Стюарт» поставил Дэвид Маквикар. Оставаясь в пространстве костюмированного спектакля, он, тем не менее, лишил его скрупулезно выписанных деталей, принадлежности к тому или иному времени. Персонажи одеты в духе XVI века, однако декорации весьма условны и скорее даже экспрессионистичны. Маквикар, как будто раскрашивая картину большой кистью, делит все пространство сцены вместе с людьми, на белое, черное или кроваво-красное. Вместе с королевами сталкиваются и цвета: черное и красное, белое и черное. Следуя романтическому стремлению к крайностям, режиссер избегает полутонов, сознательно усиливая все внутренние конфликты визуально. 

Материалы по фильму