The Met:
Live in HD.
Сезон 2018-2019

Город:
Киров

Даты:
06.10.2018-30.06.2019


Подробнее о проекте в городах:


Валькирия
Die Walküre

Страна: США
Год: 2019
В ролях: Кристин Гёрке, Эва-Мария Вестбрук, Стюарт Скелтон, Джейми Бартон, Грир Гримсли, Гюнтер Гройсбёк
Дирижёр: Филипп Жордан
Режиссёр: Робер Лепаж
Художник: Карл Филлион
Художник по костюмам: Франсуа Сент-Обен
Художник по свету: Этьен Бушер
Жанр: опера
Язык: немецкий
Перевод: русские субтитры
Хронометраж: 4 часа 41 минута
Возраст: 16+

«Валькирия» — вторая опера тетралогии «Кольцо нибелунга», она должна звучать между «Золотом Рейна» и «Зигфридом», готовить почву для истории героя Зигфрида и гибели Валгаллы. Но, как и непокорная заглавная героиня Брунгильда, она не всегда подчиняется замыслам своего создателя. Вагнер требовал непременного исполнения цикла полностью. «Валькирия» же впервые увидела свет рампы в Мюнхене как отдельное произведение. Все части собрались воедино лишь шесть лет спустя, в Байройте. В последующие годы она чаще других опер «Кольца» появлялась в одиночестве. «Валькирию», вопреки порядку частей, ставили первой или же выбирали как единственную представительницу тетралогии (вспомним спектакль 1940 года в Большом театре, порученный кинорежиссеру Сергею Эйзенштейну). 

Она же — обладательница самого узнаваемого фрагмента из Вагнера. «Полёт валькирий», восьмиминутный музыкальный эпизод, предваряющий третий акт оперы, известен даже тем, кто никогда не слышал имя автора. Воинственные девы с одинаковым рвением проносятся над театрами и над культовым фильмом Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». С не меньшим удовольствием они могут ворваться и в современные рекламные ролики, и в диснеевские мультфильмы, и в фашистскую военную кинохронику. 

Внутри «Кольца» «Валькирия» — и командный игрок, и гордая одиночка. В тетралогии события, которые приходятся на вторую часть (предсказание рождения Зигфрида, наказание его будущей невесты Брунгильды, «гордиева узла» истории) слишком важны. На них целиком опираются следующие две оперы. Однако часть событийных линий существует лишь внутри «Валькирии», что позволяет смотреть её как отдельную музыкальную мелодраму. Многослойный сюжет с постепенным раскрытием тайн героев, подложными именами и неожиданно обретенными родственниками вырастает из скандинавской мифологии, опирается на множество разнородных древних источников. Запоминающиеся мелодии-лейтмотивы подсказывают, в каком направлении развивается действие, и сдерживают камнепад событий как невидимый каркас. Если «Золото Рейна» скорее повествует о делах божественных, далёких, то следующая за ним «Валькирия» приносит в тетралогию идею, связанную с миром людей. Потухающий очаг Хундинга и Зиглинды, внезапная её страсть к страннику-Зигмунду, неподчинение валькирии Брунгильды божественному отцу — всё это отсылает к постоянной вагнеровской мысли о земной, человеческой любви, которая должна и может быть дороже всех предначертаний. 

В 2010 году за «Кольцо» в Метрополитен Опера взялся Робер Лепаж — режиссёр, у которого высокотехнологичная машинерия становится полноценным героем спектакля наряду с артистами. Для всех опер цикла он придумал общее сценографическое оформление. Огромным лопастям под силу воплотить любую локацию, возникающую в опере. Они способны менять очертания и с помощью света превращаться то в лес, то в журчащий Рейн, то в полыхающие земли. Эта установка, мобильная и доминирующе-тяжеловесная одновременно, напоминает о балансе сил в опере. Солисты, несмотря на воинственные доспехи, в этой версии кажутся хрупким, немного суетливым дополнением к величественному механизму, чьи вращающиеся части, как  могущественные скандинавские божества, могут и вознести к небу, и ненароком раздавить.

Материалы по фильму