Персимфанс / «Броненосец “Потёмкин”»

Persimfans / Battleship Potemkin

Год: 1925
Страна: СССР
Режиссёр: Сергей Эйзенштейн
В ролях: Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров, Иван Бобров, Михаил Гоморов
Жанр: драма, исторический
Хронометраж: 75 мин.
Возраст: 6+

Фильм С. Эйзенштейна «Броненосец "Потёмкин"» с музыкой Эдмунда Майзеля в живом исполнении

Персимфанс – первый симфонический ансамбль. Оркестр без дирижера.

Самое знаменитое музыкальное сопровождение общеизвестного немого исторического художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потёмкин”» связано с именем Дмитрия Шостаковича: там звучит музыка из его симфоний № 4, 5, 8, 10 и № 11 («1905 год»).

Однако к этой картине существует несколько музыкальных сопровождений: фильм шел и с фрагментами из симфоний Бетховена, и с музыкой Николая Крюкова… Последними на данный момент работами над звуковой дорожкой к фильму являются музыка, написанная в 2004 году британским поп-дуэтом Pet Shop Boys, а также саундтреки Del Rey & The Sun Kings (2007) и английского композитора Майкла Наймана (2012).

Эдмунд Майзель (1894–1930), немецкий композитор, написал музыку в 1926 году для европейского проката фильма «Броненосец “Потёмкин”». В свое музыкальное сопровождение Майзель включил разнообразные шумы, что создавало дополнительное эмоциональное воздействие на зрителей. В 2005 году под общим руководством Фонда Deutsche Kinemathek, при участии Госфильмофонда и Российского государственного архива литературы и искусства, была восстановлена авторская версия фильма, неоднократно подвергавшегося цензуре и переделкам, которая озвучена музыкой Эдмунда Майзеля.

Персимфанс (Первый симфонический ансамбль) – оркестр без дирижера – возник под влиянием революционных идей «коллективного труда» и борьбы со всякой диктатурой. Лучшие музыканты Москвы, участники коллектива – солисты Большого театра, профессора и студенты Московской консерватории, – давали концерты как в крупнейших залах столицы, так и на периферии. Его выступления проходили с неизменным успехом. О Персимфансе восторженно отзывался Сергей Прокофьев, исполнивший с ним в 1927 году свой Третий фортепианный концерт.

Оркестр прекратил свое существование в 1933 году, когда изменилась государственная культурная политика и прекратились все творческие эксперименты первого десятилетия истории советской страны. В 2009-м году, силами московских консерваторцев, артистов ведущих симфонических коллективов, Персимфанс был воссоздан в Музыкальной лаборатории Театра «Школа драматического искусства» по инициативе её руководителя Петра Айду.