A4:
Анимация вышеградской четверки

Город:
Москва

Кинотеатры:
Кинотеатр 35mm

Даты:
22–26 февраля 2012



Страны Вышеградской группы имеют славную анимационную традицию. В советские времена в Венгрии, Чехословакии и Польше – так же, как в Советском Союзе – существовали большие государственные студии, на которых работали великие художники. И, разумеется, точно как в России, 1990-е годы стали тяжелым периодом для анимации этих стран. Но на смену кризису сегодня пришел Ренесанс, и на международных фестивалях снова зазвучали имена чешских, словацких, польских и венгерских режиссеров. Да еще как.

Достаточно сказать, что из 45 короткометражных мультфильмов, вошедших в квалификационный лист премии «Оскар», 11 сделаны в Польше (и это беспрецедентно, поскольку ни одна страна раньше не могла обогнать в этой номинации Америку и Канаду). Или что чешский полнометражный фильм вошел в лонг-лист того же «Оскара». Или что словацкие и венгерские студенты получают высочайшие призы на самых престижных международных фестивалях.

Стоит посмотреть программы этих стран, чтобы понять – успех не случаен. В нем есть сочетание мощной многолетней традиции, фундаментальной школы и свежего дыхания, которое приносит современная молодежь с ее международной эрудицией, широким видением и огромной внутренней свободой.

На фестивале будет представлено 5 программ:

От Польши – сборник фильмов, номинированных на премию «Оскар», в том числе новый блокбастер от знаменитой Platige Image – «Пути ненависти», экранизация «Маски» Станислава Лема, созданная великолепными братьями Квей (с музыкой Кшиштофа Пендерецкого), и новые работы компании Breakthru Films, прославившейся «оскароносным» «Петей и волком».

В сборнике словацких короткометражек – несколько фильмов от молодых режиссеров: история о судьбе и роке «Четыре» Иваны Шебестовой, суровый мюзикл в духе Ларса фон Триера «Камни» Катарины Керекешовой, абсурдно-фантастический мультфильм от Петера Будинского – «Муха Алфонза», в котором речь идет о сложных взаимоотношениях между тюремным заключенным и одной высокоинтеллектуальной мухой.

В программе чешских фильмов также много студенческих и дебютных работ. Очаровательная комедия положений про превратности шоппинга («Шоппинг», Павла Вотавова), трогательный этюд о больном ребенке («Карантин», Зденка Пржевратилова), гангстерская драма, в которой главные роли исполнили сигаретные пачки – «Никотин» (Ян Нетусил), и компьютерный видеоарт, где сложным образом зашифрованы мысли о разрушении социализма – «Рахов» (Давид Можны).

Венгерская анимация будет представлена эпохальной работой знаменитого Марцелла Янковича «Трагедия человека». Автор изящного «Сизифа» и экзотичного «Сына белой кобылицы» на этот раз взялся за экранизацию философской пьесы Имре Мадача (к слову, недавно книга вышла на русском языке). Грандиозная и не имеющая аналогов картина излагает всю историю рода человеческого, начиная со времен Адама и Евы, при этом каждая эпоха изображается в уникальной графической манере.

Наконец, пятая программа была составлена чешским фестивалем «Анифест», который ежегодно собирает конкурс вышеградской анимации. В нее вошли призовые фильмы фестиваля, среди которых и очаровательный «Графитигр», созданный в новомодном жанре анимированного стрит-арта, и экспрессивный польский «Торговый центр», и мифологическо-лирическая мелодрама, события которой разворачиваются однажды ночью в общественном бассейне, и много других замечательных фильмов, созданных в последние годы режиссерами из Венгрии, Словакии, Чехии и Польши.

Кроме того в рамках фестиваля состоится круглый стол «Анимация после социализма».

На круглом столе представители стран Вышеградской группы поделятся опытом и расскажут о том, по каким законам и правилам существует анимация в их странах в настоящее время. Они попытаются ответить на вопрос, нужна ли стране большая анимационная студия и если да, то как ее сохранить (этот вопрос весьма актуален для России в связи с намерением возрождать славу «Союзмультфильма»). Поговорят о том, важно ли сохранять собственную анимационную традицию и насколько можно ей пожертвовать ради интеграции в международные процессы. Обсудят темы, связанные с развитием технологий (одни страны могут похвастаться своими достижениями, для других некоторая технологическая отсталость и сегодня является проблемой). Порассуждают о том, как можно (и нужно ли) хотя бы на своем поле противостоять экспансии американского аниматографа и увлечь зрителя собственными мультфильмами, и о том, как делать национальное, современное, и в то же время не попсовое кино.


В круглом столе примут участие режиссер Петер Будински (Словакия), режиссер Марцел Янкович (Венгрия), киновед Михал Прохазка (Чехия), представитель Польского культурного центра Денис Вирен (Москва), а также российские режиссеры Юрий Норштейн, Гарри Бардин, представители студии «Союзмультфильм» и другие.

Подробнее о круглом столе

Открыта предварительная продажа билетов

Цена билета в предпродаже 100 рублей (количество билетов ограничено)

Обычная цена билета 250/350 рублей (на один сеанс)

Действуют студенческие скидки – 2 билета по цене 300 руб. при
предъявлении студенческих билетов

Гости

Фильмы

Польская анимация

В последние годы польская анимация развивается с немыслимой скоростью, и сегодня ее можно смело назвать одной из ведущих в Европе. На фестивале Аннеси-2011 награды получили 3 польских короткометражки, а чуть позже 11 мультфильмов от Польши попали в квалификационный список «Оскара», состоявший из 45 работ со всего мира. Это первый случай в истории «Оскара», чтобы какая-то страна (кроме США и Канады) оказалась в таком фаворе у американских киноакадемиков.
Из 11 квалифицированных на «Оскар» работ 8 были сделаны на британско-польской студии BreakThru Films, имеющей отделения в Лондоне и Лодзи. Название этой кинокомпании звучало пару лет назад в связи с сумасшедшим успехом получасового мультфильма «Петя и волк» (созданного британским режиссером Сьюзи Темплтон совместно с польскими кукольниками). На этот раз уже польское отделение студии приготовило амбициозный цикл мультфильмов: разные по эстетике, технике, хронометражу они объединены только музыкой Фредерика Шопена и высокими технологическими задачами, которые стояли перед каждым режиссером.
В этой программе мы показываем 7 из номинированных на «Оскара» польских мультфильмов, включая 5 из шопеновского цикла, «Маску» от братьев Квей и новую работу знаменитой студии Platige Image – «Пути ненависти».



Программа фестиваля Анифест

В программе собраны мультфильмы, представленные и награжденные в рамках Форума Вышеградского обмена, который проходил на международном анимационном фестивале Анифест»(Чехия) в 2011-м году.
Членами жюри были: Николя Шмеркин (компания Autour de Minuit, Франция), Себастьен Вансан (Elsanime Studio, Франция), Анья Шошич (New Europe Film Sales, Польша), Оливье Катеран (Les Trois Ours, Франция), Арно Демюинк (Films du Nord, La Boite Productions, Бельгия).



Словацкая анимация

Как и в большинстве постсоциалистических стран, успехи словацкой анимации сегодня связаны в первую очередь с именами молодых режиссеров. Ярким триумфом стала работа Иваны Шебестовой «Четыре», получившая ряд международных призов и отмеченная на КРОКе особенным вниманием Юрия Норштейна. Еще один значительный фильм – «Камни», сделанный Катариной Керекесовой при участии опять же Иваны, – заставил говорить о мастерстве словацких кукольников и о способности режиссеров создавать новые анимационные формы. Также международный успех имел более скромный, однако не менее оригинальный по графике студенческий фильм «О носках и любви» Михаелы Чопиковой. И, конечно, забавные и в то же время жесткие картины Петера Будинского, который учился анимации в Бельгии и Словакии, а потому прекрасно умеет совмещать зарубежную и национальную традиции в своих фильмах.
В программе собраны преимущественно студенческие и дебютные работы последних лет, а также включен новый фильм словацкого классика пластилиновой анимации Франтишека Юришича.
Программу представит Петер Будински.



Чешская анимация

Чехия – страна великих анимационных режиссеров Карела Земана, Иржи Трнки, Яна Шванкмайера – в 1990-х переживала не лучшие времена. Однако анимационный кризис длился недолго, и в нулевых началась «Новая волна» чешской анимации, которая к концу десятилетия обернулась огромным количеством молодых, интересных, драйвовых работ от нового поколения чешских режиссеров. Сегодня Чехия снова возвращает свои позиции в анимационном мире. Помимо многочисленных короткометражек в последние годы в Чешской Республике было создано и несколько ярких полнометражных работ. Это и фильмы знаменитых Яна Шванкмайера («Пережить свою жизнь») и Иржи Барты («На чердаке»), и компилятивные «Автомобильные сказки», над которыми поработала целая плеяда режиссеров, и популярная у чешского зрителя трилогия «Фильмфарум», и новый прорыв – экранизация комиксов «Алойс Небель», вошедшая в длинный список полнометражного «Оскара».
Этот сборник короткометражек – попытка создать для московского зрителя объемную и подробную картину того, что происходило в чешской анимации в 2005-2010-е гг.
Программа собрана при участии киноведа Михала Прохазки и фестиваля Анифест.



Расписание:

Москва: Кинотеатр 35mm

22 февраля 2012, среда

19:30 Программа фестиваля Анифест

23 февраля 2012, четверг

17:00 Венгерская анимация // Q&A: Иштван Ороc

24 февраля 2012, пятница

19:30 Словацкая анимация // Q&A: Петер Будински

25 февраля 2012, суббота

18:00 Чешская анимация // Q&A: Михал Прохазка

26 февраля 2012, воскресенье

18:00 Польская анимация