Театральный киносезон:
театр

Город:
Москва

Кинотеатры:
Англиканская церковь Святого Андрея
Балтика
Иллюзион
КАРО 10 Щука
КАРО 11 Октябрь
КАРО 4 Высота
КАРО 6 Будапешт
КАРО 7 Атриум
КАРО 8 Капитолий Вернадского
КАРО Sky 17 Авиапарк
КАРО Музей Москвы
КАРО Садовники
КАРО Эрмитаж
Кинозал ГУМ
Киноквартал в Ясенево
Киноквартал на Варшавке
Киномакс Водный
Киномакс Мозаика
Киномакс Пражская
Киномакс Титан
КИНО ОККО Афимолл Сити
Киностар De Luxe в ТЦ «МЕГА Тёплый стан»
Кинотеатр Пионер
Кинотеатр «Поклонка» в Музее Победы
Концертный зал «Филармония-2»
Мори Синема Кунцево
Москино Вымпел
Москино Звезда
Москино Искра
Москино Молодёжный
Москино Музейный
Москино Музеон
Москино Полёт
Москино Салют
Москино Сатурн
Москино Спутник
Москино Факел
Москино Юность
Пять звезд на Новокузнецкой
Пять звезд на Смоленской
СИНЕМА ПАРК Калужский
СИНЕМА ПАРК Метрополис
СИНЕМА ПАРК Мосфильмовская
СИНЕМА ПАРК Щёлковский
Формула Кино Европа
Формула кино на Кутузовском
Формула Кино на Полежаевской
Формула кино ЦДМ
Формула Кино Чертаново
Центр документального кино
Эльдар

Даты:
01.10.2018-30.06.2026


Подробнее о проекте в городах:


RSC: Укрощение строптивого
RSC: The Taming of the Shrew

Страна: Великобритания
Год: 2019
В ролях: Джозеф Аркли, Клэр Прайс, Джеймс Куни, Эмили Джонстоун, Софи Стентон, Аманда Харрис, Ричард Клюс
Режиссер: Джастин Одиберт
Художник: Стивен Бримсон Льюис
Художник по костюмам: Ханна Кларк
Художник по свету: Мэтт Пил
Композитор: Рут Чэн
Жанр: спектакль
Язык: английский
Перевод: русские субтитры
Хронометраж: 3 часа 12 минут
Возраст: 16+

Совершенно очевидно, что в современном мире #metoo и феминизма невозможно ставить в традиционном ключе пьесу о том, как хитроумный мужчина при полном одобрении автора и зрителей «укрощает» целиком зависимую то от семьи, то от мужа, то от общества в целом девушку, которая посмела побыть какое-то время сама собой. 
 
Поэтому, вместо того, чтобы, например, показать весь ужас положения бесправной женщины в стиле «Рассказа служанки», режиссёр Джастин Одиберт делает ещё один шаг дальше и усиливает эффект абсурда, перенося все возможные нарушения прав человека на мужчин. Неудивительно, ведь он вдохновлялся другой мощной антиутопией о власти женщин – «Силой» Наоми Олдерман.
 
В мире новой постановки «Укрощения строптивой» в руках у женщин – власть, а мужчины – декоративный элемент, от которого требуется лишь украшать быт, хранить девственность для удачного брака и быть бесконечно покорными. 
 
«Во время репетиций, – рассказывает Джастин, – было интересно наблюдать за тем, как актёрами и сторонними наблюдателями ощущается ситуация, когда мать фактически продаёт двух своих сыновей с аукциона (в отличие от сюжета Шекспира, когда то же делает отец с дочерями). Мы почему-то не шокированы традиционной версией, но когда мы видим, что творит мать с сыновьями, это вызывает возмущение. Я хотел посмотреть, каково это, когда мужской голос перестает иметь значение».
 
Ключевые женские персонажи, сестры Катарина и Бьянка, стали мужчинами, их играют Джозеф Аркли и Джеймс Куни; Петруччо и Гремио превратились в женщин в исполнении Клэр Прайс и Софи Стентон. Соответственно, сменили пол и родители молодых героев, вокруг которых вертится сюжет.
 
Но Джастину оказалось мало и этого: он намеренно не стал переносить историю Шекспира в условную современность, а сохранил елизаветинские костюмы во всей их избыточной роскоши (легендарный костюмерный цех Королевской шекспировской компании превзошёл себя). При этом наряды сильного пола (то есть женские) выглядят значительно богаче, внушительнее, и даже корсеты скорее напоминают доспехи и символ статуса (что логично, пол то сильный), в то время как мужчины одеты легко и изящно, и больше склонны к обильному использованию косметики.
 
Сохранив елизаветинский колорит, режиссёр не преминул воспользоваться возможностью утрировать и дикие для современного взгляда условности XVI века: только у него не женщины не смеют смотреть прямо в глаза мужчинам при разговоре и покорно позволяют целовать себе руку, а мужчины. 
 
Музыка Рут Чэн подхватывает исторический бэкграунд и элегантно сочетает в себе пышное барокко и энергичные электрические обертоны в стиле Eurythmics, в кульминации становясь настоящим ренессансом рока.
 
Всё это в совокупности создает непередаваемый эффект: «Да что за абсурд, как так можно обращаться с мужчинами? Их-то за что?!» – может захотеть воскликнуть возмущённый зритель. Но если сидящие в зале вдруг начнут ёрзать, почувствовав дискомфорт и поймав себя на подобных мыслях, значит, режиссёр и команда RSC добились своего. Полезно посмотреть в зеркало, которым, по заветам Гамлета, должен быть театр, и задуматься о том, каково даже в XXI веке приходится тем, кто по-прежнему ущемлён в правах.
 
К счастью, Королевская шекспировская труппа, с обычной чуткостью к шекспировскому тексту, не перегибает палку в навязывании повестки дня. В конце концов, пьеса – о любви, которая преодолевает все преграды и предрассудки, и делает людей по-настоящему равными.

Материалы по фильму