The Met:
Live in HD.
Сезон 2018-2019

Город:
Смоленск

Даты:
06.10.2018-30.06.2019


Подробнее о проекте в городах:


Диалоги кармелиток
Dialogues des Carmelites

Страна: США
Год: 2019
В ролях: Изабель Леонард, Адриана Печонка, Эрин Морли, Карен Каргилл, Карита Маттила, Дэвид Портилло, Жан-Франсуа Лапуант
Дирижёр: Янник Незе-Сеген
Режиссёр: Джон Декстер
Художник: Дэвид Реппа
Художник по костюмам: Джейн Гринвуд
Художник по свету: Джил Векслер
Жанр: опера
Язык: французский
Перевод: русские субтитры
Хронометраж: 3 часа 11 минут
Возраст: 16+

Можно сколько угодно гадать, смог бы Франсис Пуленк преодолеть комплекс «вечно многообещающего» композитора, если бы не вмешательство высших сил. После десятилетнего творчества к тридцати годам он оставался «одним из членов “Шестерки”» — объединения французских музыкантов, взявших курс на иронию и антилиризм. Основную массу его сочинений составляли мелкие фортепианные произведения, романсы да несколько небольших балетов, успех которых объяснялся главным образом постановкой у Дягилева.  
 
Но в 1936 году в автокатастрофе погиб друг Пуленка, и, потрясенный случившимся, композитор отправился по пути тысяч паломников в Рокамадур, маленький средневековый городок на юге Франции, где увидел статую Черной Мадонны — и спустя двадцать лет написал «Диалоги кармелиток», важнейшую экзистенциальную оперу ХХ века.
 
Либретто ссылается на одноименную пьесу французского драматурга Жоржа Бернаноса (1948). Та, в свою очередь, вырастает из им же написанных диалогов для киносценария, сочиненного по мотивам новеллы немецкой писательницы Гертруды фон Ле Форт «Последняя на эшафоте» (1931).
 
Сюжет основан на реальных событиях. Во времена Великой французской революции были осуждены за диссидентство и казнены шестнадцать монахинь католических обители в Компьене. Еще одной удалось избежать гильотины. В память о сестрах и для очистки своего имени выжившая восстановила хронику событий на бумаге, чем и воспользовались вышеупомянутые потомки.
 
Фильм, однако, не был снят: кинопродюсеры сочли диалоги чересчур многословными и сложными. Возникла заминка, во время которой Бернанос скончался. Тексты упали в архив. Лишь спустя несколько лет после смерти писателя исследователь его творчества Альбер Беген обнаружил объемистую папку. Он разделил весь материал на картины, снабдил их ремарками, комментирующими содержание тех сцен, в которых диалогов не предполагалось, и опубликовал результат под известным названием. Так рабочее заглавие стало сущностным.
 
Франсис Пуленк шагнул еще дальше. Перенеся «Диалоги кармелиток» в плоскость музыкального театра, он поднял название до уровня жанра — по сути, поставил Диалоги в один ряд со Страстями.
 
Несмотря на внешнюю монументальность (три акта, двенадцать картин и длинный список действующих лиц), опера носит камерный характер. Героини: будь то Бланш — аристократка, терзаемая приступами панического страха; или старая настоятельница, предсказывающая конец своей обители; или новая игуменья, настраивающая своих подопечных на самопожертвование — каждая в нужный час оказывается один на один с оркестром. Каждая ведет собственный интимный диалог с музыкой, и вокальные партии напоминают не то распеваемую декламацию, не то страстную молитву. Эхо их голосов еще долго стоит в воздухе после того, как стихает последний удар гильотины.

Материалы по фильму