Это просто фантастика


Антон Долин
9 ноября 2017

14 ноября стартует спецпроект фестиваля «Новое британское кино» – ретроспектива шедевров британской кинофантастики: от оригинального «Бегущего по лезвию» до «Заводного апельсина»

Sci-Fi программа в рамках фестиваля «Новое британское кино» приурочена к Году Науки и Образования Великобритании и России 2017, проводимого Британским Советом. Пять великих фильмов – на большом экране и в сопровождении лекций – подобраны для показов совместно с журналом «Искусство кино».

Британская фантастика может показаться со стороны каким-то специфическим ответвлением фантастики американской – Голливуд убедил нас в том, что жанр этот принадлежит США. Это, конечно, заблуждение.

Основоположники современной фантастической литературы были англичанами: именно Герберт Уэллс написал «Войну миров» и «Машину времени», а Артур Конан-Дойл – «Затерянный мир».

Да и американец Стэнли Кубрик снял в каком-то смысле краеугольный фильм научно-фантастического кино – «Космическую одиссею 2001» – уже после своего переезда в Великобританию, по рассказу британца Артура Кларка. Кубрик был виртуозом практически в любом жанре, а жанры он менял, как перчатки. Строго фантастической была только «Космическая одиссея 2001», но воображаемый мир будущего режиссер исследовал и в своей следующей картине – возможно, самой знаменитой и точно самой скандальной.

«Заводной апельсин» – экранизация одноименного и, как казалось многим, неэкранизируемого антиутопического романа Энтони Берджесса, саркастический рассказ о мире лицемерия и легализованного насилия, спрятанного под личиной традиционного британского благополучия.


Роль Малькольма Макдауэлла в этом фильме – одна из самых сильных и страшных актерских трансформаций за всю историю кино.

Его герой, жестокий хулиган и насильник Алекс, попадает в тюрьму и соглашается на экспериментальную терапию, превращающую его из хищника в жертву; выясняется, что садистской страстью к унижению ближнего заражены буквально все, а вовсе не один этот харизматичный антигерой. Изысканный дизайн и декадентская атмосфера «Заводного апельсина» моментально сделали фильм культовым. Его бесконечно цитируют до сих пор.

Сегодняшний наследник Кубрика – так же живущий между Голливудом и Великобританией Кристофер Нолан, знаменитый создатель трилогии «Темный рыцарь» о Бэтмене и недавнего эпического «Дюнкерка». Его «Престиж» поставлен в промежутке между двумя кинокомиксами, по роману английского фантаста Кристофера Приста.


Фантасмагорический триллер о противостоянии двух иллюзионистов, роли которых темпераментно сыграли Кристиан Бэйл и Хью Джекман, постоянно вводит тебя в заблуждение – кажется, что их коронные фокусы будут в результате объясняться ловкостью рук, но уж точно не магией.

Однако Нолану и Присту удается обмануть зрителя: в финале его ждет неожиданный твист. Что никак нельзя назвать неожиданным, так это патологическую тщательность Нолана в вопросах декоративного оформления поединка.

Скарлетт Йоханссон и Майкл Кейн довершают блестящий актерский ансамбль, главной звездой которого все равно остается почти неузнаваемый Дэвид Боуи в роли гениального кудесника Никола Теслы.

Родной сын великого рок-музыканта Данкан Джонс вырос в талантливого кинофантаста. А началось его путешествие с «Луны 2112», малобюджетного и экономного, но тем более впечатляющего, научно-фантастического фильма-парадокса.


В изысканном зеркальном лабиринте двойников и клонов, где теряется идентичность героя, блуждает сам с собой единственный артист – Сэм Рокуэлл, сыгравший здесь самую глубокую и сложную свою роль. За бортовой компьютер с ним разговаривает Кевин Спейси.

В этом диалоге без труда угадывается родство с «Космической одиссеей 2001», но можно не сомневаться, что лирический герой Дэвида Боуи – майор Том из гимна 1960-х «Space Oddity» – тоже повлиял на причудливую структуру и одинокий дух «Луны».

Еще один английский гений, работающий в Голливуде, – сэр Ридли Скотт, один из величайших режиссеров ХХ века, в свое время реформировавший развлекательный кинематограф. Началась придуманная им революция с «Чужого» в 1979-м, и сегодня Скотт возвращается к тому своему шедевру снова и снова. Но ничуть не менее культовый статус обрела его антиутопия «Бегущий по лезвию», сиквел которой в этом году стал одним из главных событий сезона (хоть режиссером там был Дени Вильнев, Ридли Скотт работал над картиной как продюсер и следил за преемственностью стилистики и интриги). Сейчас самое время пересмотреть – точнее, впервые увидеть на большом экране, во всей красе, – оригинального «Бегущего».


Депрессивный и романтический нуар об одиноком герое-сыщике (был ли Харрисон Форд так же прекрасен хоть в одной из своих ролей?), влюбившемся в девушку-репликанта, покоряет и сейчас.

А мы не можем не влюбиться в мрачнейшую вселенную будущего, в которой единственной надеждой на счастливой исход становится увиденный во сне единорог.

Единорог, а не овечка, как было в романе-первоисточнике Филипа К. Дика.

В ретроспективу также входит вторая – и лучшая – киноинтерпретация, возможно, главной книги ХХ века, в последние пару лет вновь ставшей мировым бестселлером: «1984» Джорджа Оруэлла.


Один из самых странных британских режиссеров последних десятилетий, начинавший документалистом на ВВС виртуоз-формалист Майкл Рэдфорд, поставил свой фильм именно в 1984-м году.

История фантомного противостояния властей тоталитарного государства и оппозиции-сопротивления неизменно поучительна и своевременна, как и описанная Оруэллом гротескная технология промывки мозгов.

Роль рядового гражданина Уинстона Смита, решившего бросить вызов системе, сыграл выдающийся Джон Херт: сходить на «1984» – лучший способ отдать дань памяти этому удивительному человеку, у которого в его огромной карьере было так незаслуженно мало центральных ролей. А еще «1984» стал последним фильмом для актера-легенды Ричарда Бертона.