Искусство быть диким


Вадим Рутковский
26 июня 2019

5 причин не пропустить «Клуб каннибалов» и фестиваль ДИКИЕ НОЧИ / WILD NIGHTS

1 июля фильмом «Клуб каннибалов» в Летнем кинотеатре Garage Screen Музея современного искусства «Гараж» открывается первый в России фестиваль авторских хорроров. Даже если вы равнодушны к жанру и не искатель острых ощущений, стоит обратить на него внимание.


ДИКИЕ НОЧИ / WILD NIGHTS – фестиваль, который длится весь июль, но показы не каждый день, чаще всего – по воскресеньям и понедельникам (есть несколько исключений), так что при желании увидеть можно всю программу. Она собрана не из случайных названий, каждая работа – штучная, на все сто авторская, и вместе фильмы, радикально друг на друга непохожие, образуют единый ритмический узор. Я впервые пишу здесь о фестивале, который придумал сам – не подумайте, что «зазываю» на свой проект из тщеславия.

Мне искренне хочется поделиться этой коллекцией необычных, дерзких и талантливых картин. Не могу гарантировать, что все понравятся (как говорила мне когда-то Кира Муратова, и Чаплин не всем нравится), но абсолютно уверен, что каждая – заденет и надолго запомнится.

Дальше – 5 пунктов о том, почему новый фестиваль cool.


1. Хорроры – территория свободы

Для одних хорроры – объект вожделения, для других (и среди них немало моих друзей) – повод для предубеждения. Я не собираюсь успокаивать, мол, ничего страшного, хотя по-настоящему пугающие фильмы снимают крайне редко, да и реакции у всех разные. В новой истории о кукле-убийце Чаки – «Детских играх», которые сейчас идут в прокате, – есть показательный эпизод. Подростки смотрят «Техасскую резню бензопилой-2», один из самых жутких, вообще-то, слэшеров на свете, – и хохочут: мол, так не бывает (не до смеха им становится, когда Чаки начинает воплощать убийства в жизнь). В общем, я не буду привлекать вас легальной инъекцией адреналина, которую дарят хорроры. Интереснее другое: фильмы ужасов смелее и свободнее других жанров – они не признают табу и ограничений, позволяют себе эстетический экстремизм.

Разговор на глобальные темы – политика, экология, общественное устройство, секс и отношения – становится острее, если ведется в формате хоррора.

Фильм открытия – «Клуб каннибалов» отчаянного бразильца Гуто Паренте – по-хорошему наглое кино. Каннибализм в нем представлен во всей красе, но главные составляющие – политика и секс. А своём сатирическом марксизме «Клуб» неожиданно перекликается с победителем Каннского фестиваля, корейскими «Паразитами». Правда, в сравнении с разнузданным «Клубом», они выглядят фильмом для семейного просмотра.


2. Каждый фильм программы – уникален

Разнообразие – базис правильного кинофестиваля (и правильного общества).

Каждый участник ДИКИХ НОЧЕЙ неортодоксален по-своему (тем интереснее увидеть, как пересекаются темы и мотивы).

Второй бразильский фильм программы – «Голоса с того света» дебютанта Деннисона Рамальо – совсем другая, в сравнении с «Клубом каннибалов», история: без приколов, с использованием той смачной фактуры фавел, что сделала хитом «Город Бога».


«Умри, монстр, умри» аргентинца Алехандро Фаделя и «Семена» американца Оуэна Лонга – образцы завораживающего сюрреализма. А вот «Домашний режим» чеха Адама Седлака, напротив, использует гиперреализм – и добивается не менее причудливых результатов.

Если вы уверены, что не любите хорроры, не зацикливайтесь на этом слове: каждый фильм – must see, если вы в принципе любите кино;

каждый – со своей картиной мира, оригинальным кинематографическим языком и интригующим сюжетом.


3. Источники хорроров – неисчерпаемы

Фестиваль в Музее современного искусства отчасти реабилитирует жанр, перенося его из области сомнительного и пряного развлечения в пространство contemporary art.

Но ещё и напоминает, насколько разнообразной может быть материя, из которой создаются «ужастики». Каннибалы, мертвецы, призраки, потусторонние чудовища, сама смерть (в короткометражке «Вор», которая будет показана вместе с «Семенами»), зомби (в обличье пакетов из короткометражного мультфильма «Ночь пластиковых пакетов» – на одном сеансе с тунисской «Дашрой»), стихийные бедствия и аллигаторы-людоеды – конечно, да. Но и запретные желания, и наши внутренние демоны, и одержимость самыми благими намерениями (в «Домашнем режиме» ужас истекает из спортивных тренировок и здорового образа жизни) – тоже.


4. Другого шанса увидеть фильмы в кино может не быть

А они достойны именно большого экрана.

У «Гаража», правда, отличный летний кинотеатр; оказавшись в нём, понимаешь, что с настоящим кинопоказом даже самый большой проекционный экран на стене вашей квартиры, не сравнится.

К тому же пока ни один фильм программы, состоящей из российских премьер, в сети не доступен; и в широком прокате появятся только два – «Голоса с того света» и «Капкан», но нескоро.


5. Все фильмы – только для взрослых

В России сейчас маркировку 18+ лепят на всё подряд (включая цензурированного «Рокетмена»). Но в случае с фильмами ДИКИХ НОЧЕЙ это ограничение, пожалуй, оправдано: для их авторов нет запретных тем и образов, они плюют на политкорректность.

Это особенно ценно сегодня, в эпоху охватившего мир нового пуританства.