Не видеть берегов


Владимир Лященко
12 сентября 2017

Через Тихий океан на Марс - маршрут фестиваля Show US!

С 12 по 17 сентября в «Формуле Кино Горизонт» пройдёт фестиваль документального кино США Show US!, и его бодрое, призывное название соответствует содержанию. Show US! можно расшифровать прямолинейно: мол, «покажи Соединённые Штаты!», а можно прочитать US как «нам» или «нас», то есть «покажи нам!» или «покажи нас!» получается. И последний вариант кажется самым уместным, особенно если говорить о таких фильмах в программе фестиваля, как «Школа 911», «Поколение Марса» или «Потерять берег из виду».


В «Школе 911» задокументирован год из жизни поста скорой помощи №53 – единственного в городке Дариен, штат Коннектикут. Специфика этого поста такова, что сначала подозреваешь подвох: ну не могут же в самом деле выезжать на вызовы службы 911 школьники – оказывается, могут. В любое время, например во время урока, в рюкзаке одного из учеников может сработать рация, и он или она тут же сорвётся из класса: на школьной парковке выделено специальное место под карету неотложки, и на место аварии или к дому, где остановилось чьё-то сердце, выезжает бригада старшеклассников. Режиссёр фильма Тим Уоррен сам был таким старшеклассником-волонтёром в начале 80-х, а в середине двухтысячных решил снять фильм, чтобы рассказать миру об этом удивительном эксперименте, который длится уже почти полвека. Ещё десять лет Уоррен потратил, чтобы превратить в полуторачасовой фильм 1200 часов материала, снятого за учебный год 2007-2008. Получилось кино, которое являет миру ответственных школьников и рассказывает о том, как желание продемонстрировать бойскаутам опасность употребления наркотиков на практике работы медслужб привела со временем к появлению уникальной станции скорой помощи, обслуживающей город с населением в 22 тысячи человек и прилагающийся участок скоростной автомагистрали.

 

Фильм «Поколение Марса» рифмуется со «Школой 911», но выводит на экран старшеклассников наших дней и не столько показывает удивительные формы жизни, пробивающиеся там, где ничего особо не ждёшь увидеть, сколько являет пример того, что можно назвать социально-ответственным кино больших корпораций. Проект Netflix недвусмысленно прославляет NASA в целом и программу освоения Марса в частности, а в качестве героев выбирает участников Космического кампуса – образовательной программы NASA для увлечённых наукой и покорением Вселенной школьников. Групповые портреты – конёк режиссёра Майкла Барнетта: в его активе ленты «Стать пуленепробиваемым» про кинокампус для людей с ограниченными возможностями и «Супергерои» про тех, кто в реальной жизни придумывает себе альтер-эго, надевает нелепый костюм и выходит на улицы бороться с преступностью. Мечтающие же о высадке на Марс подростки тоже могут быть и супергероями, и аутсайдерами: 16-летняя Виктория делится тем, что над её увлечениями сверстники издеваются с третьего класса школы. Задор будущих покорителей космоса подкрепляется выступлениями звёзд от науки (астрофизик Нил Деграсс Тайсон, теоретический физик Митио Каку, телеведущий и популяризатор Билл Най), историческими справками о нацистском разработчике ракет Вернере фон Брауне и снижении финансирования, начиная с Никсона, также рассуждениями о бытовой пользе космических технологий (от камер смартфонов до МРТ) и надеждами на то, что NASA не останется в стороне в эпоху частных космических программ.


Фильм «Потерять берег из виду» – ещё одна манифестация того, что кажущееся невозможным возможно: четыре женщины решили переплыть Тихий океан на вёсельной лодке, а режиссёр Сара Мошман, со-основатель поддерживающего женщин в смелых начинаниях проекта The Empowerment Project и лауреат премии «Эмми», решила, что это идеальная история для документального кино о силе духа. Десять тысяч километров от Сан-Франциско до берегов Австралии задокументированы изнутри: Сара встречалась с четвёркой только на старте, финише и двух промежуточных остановках, а весь материал о 257 днях в открытом океане был снят самими участницами перехода – лодку не сопровождала съёмочная группа. И если часто в кино вдохновляющая составляющая рождается как побочный эффект желания показать часть своей или чьей-то ещё жизни миру, то здесь, конечно, вся затея служит тому, чтобы призывать к преодолению «океанов», отделяющих от целей. А выражение «не видеть берегов», которое в русском языке обычно употребляют с негативными коннотациями (мол, меры кто-то не знает) рождает новые смыслы: ведь покидая берега и преодолевая границы мы расширяем горизонты, о чём и снят этот документальный призыв к действию, кстати, опять же, поддержанный Netflix. Режиссёр Сара Мошман будет гостем фестиваля и ответит на вопросы зрителей после показа фильма, а 12-го сентября проведёт в Московской школе кино мастер-класс – ей есть что рассказать об историях преодоления и успеха.


«Музыка чужестранцев» также вписывается в парадигму духоподъёмных историй про взаимодействие людей: это кино про то, как в 2000 году популярный виолончелист Йо Йо Ма решил обратиться к корням (сам он американец китайского происхождения) и собрать музыкантов, играющих на инструментах, традиционных для регионов, через которые пролегал Великий шёлковый путь. Получился коллектив без постоянного состава: почти 20 лет участники The Silk Road Ensemble собираются в разных точках мира, чтобы давать концерты и время от времени записывать альбомы, на которых рядом звучат китайская пипа, армянский дудук, японская сякухати, иранская кеманча, монгольский моринхур, галисийская гайта и другие инструменты. В 2014 году режиссёр Морган Невилл получил «Оскара» за «В двух шагах от славы» – документальный фильм про бэк-вокалисток, чьи голоса звучат на всем известных альбомах, но чьи имена остались в тени звёзд, которым они помогли зазвучать лучше. В «Музыке чужестранцев» он обходит стороной вопросы славы и символического капитала, выдавая исключительно позитивный образ взаимодействия культур на фоне мира, где идут войны, а многие из представленных музыкантов с трудом могут посещать родные страны. И даже если не принимать в расчёт социально-политическую проблематику, это кино, которое интересно смотреть, но ещё приятнее слушать.


Обращённость же к той самой социальной проблематике выделяет из программы фестиваля пятый фильм: «Классовый барьер», исследование проблем джентрификации на примере одного перекрёстка в Нью-Йорке. Режиссёр Марк Левин многие годы снимает фильмы о противоречиях, связанных с экономическим расслоением: начиная с художественного «Слэма» (победа на «Сандэнсе» и «Золотая камера» Каннского кинофестиваля в 1998 году) про эм-си из неблагополучного квартала в Вашингтоне и продолжая документальными картинами о примерно тех же обстоятельствах. В «Классовом барьере» обстоятельства пришли в район Челси, где режиссёр живёт с 80-х, и он показывает, как красоты Хай-Лайна – неиспользуемой железной дороги, превращённой в парк, – оборачиваются строительным бумом и появлением элитной школы для новых жителей района и угрозой неминуемого выселения для обитателей социального жилья буквально через дорогу. Левин избегает однозначных оценок и агитации, оставляя место и вопросам без очевидного ответа, и надежде на будущее. Без такого фильма, программа фестиваля, показывающего жизнь людей, была бы однобокой. Попытка же показать контекст документального кино, в котором существуют эти пять лент, будет предпринята в лекции, которая будет прочитана 16 сентября в рамках фестиваля в Московской школе кино.