A58ef500 ec2f 4d59 ad7f a7b42872cda8

Не видеть берегов

E99a87cb e344 4f73 8d36 dc1e83d01367
Владимир Лященко
12 сентября 2017

Через Тихий океан на Марс - маршрут фестиваля Show US!

С 12 по 17 сентября в «Формуле Кино Горизонт» пройдёт фестиваль документального кино США Show US!, и его бодрое, призывное название соответствует содержанию. Show US! можно расшифровать прямолинейно: мол, «покажи Соединённые Штаты!», а можно прочитать US как «нам» или «нас», то есть «покажи нам!» или «покажи нас!» получается. И последний вариант кажется самым уместным, особенно если говорить о таких фильмах в программе фестиваля, как «Школа 911», «Поколение Марса» или «Потерять берег из виду».


В «Школе 911» задокументирован год из жизни поста скорой помощи №53 – единственного в городке Дариен, штат Коннектикут. Специфика этого поста такова, что сначала подозреваешь подвох: ну не могут же в самом деле выезжать на вызовы службы 911 школьники – оказывается, могут. В любое время, например во время урока, в рюкзаке одного из учеников может сработать рация, и он или она тут же сорвётся из класса: на школьной парковке выделено специальное место под карету неотложки, и на место аварии или к дому, где остановилось чьё-то сердце, выезжает бригада старшеклассников. Режиссёр фильма Тим Уоррен сам был таким старшеклассником-волонтёром в начале 80-х, а в середине двухтысячных решил снять фильм, чтобы рассказать миру об этом удивительном эксперименте, который длится уже почти полвека. Ещё десять лет Уоррен потратил, чтобы превратить в полуторачасовой фильм 1200 часов материала, снятого за учебный год 2007-2008. Получилось кино, которое являет миру ответственных школьников и рассказывает о том, как желание продемонстрировать бойскаутам опасность употребления наркотиков на практике работы медслужб привела со временем к появлению уникальной станции скорой помощи, обслуживающей город с населением в 22 тысячи человек и прилагающийся участок скоростной автомагистрали.

 

Фильм «Поколение Марса» рифмуется со «Школой 911», но выводит на экран старшеклассников наших дней и не столько показывает удивительные формы жизни, пробивающиеся там, где ничего особо не ждёшь увидеть, сколько являет пример того, что можно назвать социально-ответственным кино больших корпораций. Проект Netflix недвусмысленно прославляет NASA в целом и программу освоения Марса в частности, а в качестве героев выбирает участников Космического кампуса – образовательной программы NASA для увлечённых наукой и покорением Вселенной школьников. Групповые портреты – конёк режиссёра Майкла Барнетта: в его активе ленты «Стать пуленепробиваемым» про кинокампус для людей с ограниченными возможностями и «Супергерои» про тех, кто в реальной жизни придумывает себе альтер-эго, надевает нелепый костюм и выходит на улицы бороться с преступностью. Мечтающие же о высадке на Марс подростки тоже могут быть и супергероями, и аутсайдерами: 16-летняя Виктория делится тем, что над её увлечениями сверстники издеваются с третьего класса школы. Задор будущих покорителей космоса подкрепляется выступлениями звёзд от науки (астрофизик Нил Деграсс Тайсон, теоретический физик Митио Каку, телеведущий и популяризатор Билл Най), историческими справками о нацистском разработчике ракет Вернере фон Брауне и снижении финансирования, начиная с Никсона, также рассуждениями о бытовой пользе космических технологий (от камер смартфонов до МРТ) и надеждами на то, что NASA не останется в стороне в эпоху частных космических программ.


Фильм «Потерять берег из виду» – ещё одна манифестация того, что кажущееся невозможным возможно: четыре женщины решили переплыть Тихий океан на вёсельной лодке, а режиссёр Сара Мошман, со-основатель поддерживающего женщин в смелых начинаниях проекта The Empowerment Project и лауреат премии «Эмми», решила, что это идеальная история для документального кино о силе духа. Десять тысяч километров от Сан-Франциско до берегов Австралии задокументированы изнутри: Сара встречалась с четвёркой только на старте, финише и двух промежуточных остановках, а весь материал о 257 днях в открытом океане был снят самими участницами перехода – лодку не сопровождала съёмочная группа. И если часто в кино вдохновляющая составляющая рождается как побочный эффект желания показать часть своей или чьей-то ещё жизни миру, то здесь, конечно, вся затея служит тому, чтобы призывать к преодолению «океанов», отделяющих от целей. А выражение «не видеть берегов», которое в русском языке обычно употребляют с негативными коннотациями (мол, меры кто-то не знает) рождает новые смыслы: ведь покидая берега и преодолевая границы мы расширяем горизонты, о чём и снят этот документальный призыв к действию, кстати, опять же, поддержанный Netflix. Режиссёр Сара Мошман будет гостем фестиваля и ответит на вопросы зрителей после показа фильма, а 12-го сентября проведёт в Московской школе кино мастер-класс – ей есть что рассказать об историях преодоления и успеха.


«Музыка чужестранцев» также вписывается в парадигму духоподъёмных историй про взаимодействие людей: это кино про то, как в 2000 году популярный виолончелист Йо Йо Ма решил обратиться к корням (сам он американец китайского происхождения) и собрать музыкантов, играющих на инструментах, традиционных для регионов, через которые пролегал Великий шёлковый путь. Получился коллектив без постоянного состава: почти 20 лет участники The Silk Road Ensemble собираются в разных точках мира, чтобы давать концерты и время от времени записывать альбомы, на которых рядом звучат китайская пипа, армянский дудук, японская сякухати, иранская кеманча, монгольский моринхур, галисийская гайта и другие инструменты. В 2014 году режиссёр Морган Невилл получил «Оскара» за «В двух шагах от славы» – документальный фильм про бэк-вокалисток, чьи голоса звучат на всем известных альбомах, но чьи имена остались в тени звёзд, которым они помогли зазвучать лучше. В «Музыке чужестранцев» он обходит стороной вопросы славы и символического капитала, выдавая исключительно позитивный образ взаимодействия культур на фоне мира, где идут войны, а многие из представленных музыкантов с трудом могут посещать родные страны. И даже если не принимать в расчёт социально-политическую проблематику, это кино, которое интересно смотреть, но ещё приятнее слушать.


Обращённость же к той самой социальной проблематике выделяет из программы фестиваля пятый фильм: «Классовый барьер», исследование проблем джентрификации на примере одного перекрёстка в Нью-Йорке. Режиссёр Марк Левин многие годы снимает фильмы о противоречиях, связанных с экономическим расслоением: начиная с художественного «Слэма» (победа на «Сандэнсе» и «Золотая камера» Каннского кинофестиваля в 1998 году) про эм-си из неблагополучного квартала в Вашингтоне и продолжая документальными картинами о примерно тех же обстоятельствах. В «Классовом барьере» обстоятельства пришли в район Челси, где режиссёр живёт с 80-х, и он показывает, как красоты Хай-Лайна – неиспользуемой железной дороги, превращённой в парк, – оборачиваются строительным бумом и появлением элитной школы для новых жителей района и угрозой неминуемого выселения для обитателей социального жилья буквально через дорогу. Левин избегает однозначных оценок и агитации, оставляя место и вопросам без очевидного ответа, и надежде на будущее. Без такого фильма, программа фестиваля, показывающего жизнь людей, была бы однобокой. Попытка же показать контекст документального кино, в котором существуют эти пять лент, будет предпринята в лекции, которая будет прочитана 16 сентября в рамках фестиваля в Московской школе кино. 

Thumb 57b37d20 d438 400a affb cb59943fc874
Thumb a5f0e7de 0a84 42bc 8113 2d27de1da9e9
Thumb b38c7eef ca3d 44ab ae55 be139491af1e
Thumb f3b8adc0 0e74 4204 811d f35ce78cbb19
Thumb a66a2e3b 5094 404a 93f3 575cd3709b6a