Что Канн грядущий нам готовит


Вадим Рутковский
13 May 2019

14 мая открывается 72-й Каннский кинофестиваль. Первым сюрпризом стало его расписание

Конкурс выглядит совсем не так вдохновляюще, как в прошлом году: слишком много ветеранов. Среди самых желанных фильмов – четырёхчасовое продолжение «Мектуба» Абдельлатифа Кешиша и Тарантино с 35-миллиметровой плёнки


Новое расписание фестиваля повергло в шок – очевидно, не только меня: в воскресенье пресс-служба сделала специальную успокаивающе-объяснительную рассылку. Дело в том, что из сетки пресс-показов вылетели привычные утренние сеансы в главном фестивальном зале, Гран Театре Люмьер. В 8.30 прессе предлагалось смотреть «Особый взгляд», а на конкурс приходить днём и поздним вечером. Я, положим, и так смотрю кино от рассвета до заката, и начинать день «Особым взглядом», а заканчивать конкурсом – вроде бы, просто перемена мест слагаемых, сумма впечатлений не должна измениться. Но есть нюансы: смотреть конкурс с утра, свежим взглядом, легче, чем в десять вечера, пятым или шестым фильмом подряд. Плюс ничто не сравнится с торжественностью показа в Люмьере. В итоге пресс-служба заверила, что можно по-прежнему приходить в Люмьер, причём не только спозаранку, но и на все дневные сеансы. Но пострадал «Особый взгляд», который и без того собирал меньше зрителей, чем основное соревнование. Один из его привычных слотов передвинули с четырёх дня на 8.30, поставив параллельно утреннему показу конкурсного фильма, премьера которого состоялась накануне в десять вечера. Почему так? Из-за накатившей на Каннский фестиваль ещё в прошлом году паранойи:

мол, негативные отзывы критиков, посмотревших фильм до официальной премьеры, портят настроение создателям, значит, пресс-показ не должен начинаться раньше официального.

Видимо, обозреватели ежедневных изданий завалили оргкомитет возмущенными письмами, поэтому в этом году показы фильмов, премьеры которых проходят в шесть вечера, пресса будет начинать смотреть часа за полтора до. Из-за этого «Особый взгляд» и лишился сеанса в 16.00.

Другая предфестивальная тревога – возможность посмотреть «Однажды... в Голливуде», новый фильм Квентина Тарантино. Вся пресса в Канне разделена по цветам, приоритет на проход в зал – у розовых бейджей (которые по старинке дают представителям ежедневных бумажных изданий и телеку с радио, глянец и интернет в Канне не котируются, поэтому я довольствуюсь аккредитацией синего цвета). У Тарантино всего два официальных пресс-показа, в умеренно большом зале Дебюсси и совсем небольшом Базене. Обычно в такие слоты ставят фильмы «поскромнее», в тех же случаях, когда в Дебюсси показывают Хейнса или Ханеке, на входе возникает смертоубийство. Что будет твориться на Тарантино, страшно представить.


По непонятной мне логике у него всего два показа в Люмьере (у Джармуша – четыре). И, более того, «Однажды в Голливуде» – единственный конкурсный фильм, у которого нет повторного сеанса в Зале 60-х. Скорее всего, потому что там не установлен проектор для 35-миллиметровой пленки. Можно было бы вообще не рваться на просмотр – «Однажды... в Голливуде» выходит в России уже в конце лета, если бы не этот плёночный фактор:

другого шанса посмотреть кино Квентина именно как кино, а не компьютерный файл, может не быть.

Вокруг Тарантино, добавленного в конкурс в последний момент, создается искусственный ажиотаж. Поводов же для реального волнения немного. После фестивальной пресс-конференции 18 апреля, когда была объявлена программа, казалось, что никаких сюрпризов от конкурса, переполненного обычными каннскими режиссёрами, ждать не стоит. Братья Дарденн (65 и 68 лет), Педро Альмодовар (69 лет), Терренс Малик (75 лет), Марко Беллоккио (79 лет), Кен Лоуч (82 года) – безусловно, великие, но и очень пожилые режиссёры, чьи работы давно не вызывают удивления (пусть Лоучу и повезло получить вторую «Золотую пальмовую ветвь» в 2016-м за «Я, Дэниел Блейк»). Джим Джармуш (66 лет) с открывающей фест зомби-хоррор-комедией «Мёртвые не умирают» выглядит единственным каннским патриархом, который более-менее не стареет душой и оставляет надежду на что-то интересное (старики, которые умеют удивлять – Абель Феррара, Ален Кавалье, Вернер Херцог – вне конкурса). Обиднее всего, что и от дебютного фильма в конкурсе, «Отверженных» афрофранцуза Ладжа Ли, ждать особо нечего: я видел его короткометражку с таким же названием (очевидно, что теперь он разогнал её до полного метра), этюд из жизни молодого полицейского и криминальных парней с его окраины; таких фильмов – легион.


Прибавьте к этому американского середнячка Айру Сакса (53 года). Француза Арно Деплешана (58 лет), которого я люблю, но, честно, больше по привычке. Палестинца Элиа Сулеймана (58 лет), снявшего 4 фильма за 23 года (предыдущий, «Оставшееся время», очень слабый, датирован 2009-м) и стабильно попадающего в каннский конкурс из-за национальной принадлежности. И француженку Жюстин Трие, оказавшуюся в конкурсе по «гендерной квоте»: её предыдущий, 2016-го года, фильм «В постели с Викторией» был ничем не примечательной лирико-бытовой комедией (у нового фильма Трие «Сибил», как и у фильма Сулеймана «Должно быть, это рай» – всего один официальный показ в предпоследний день).

Получается, что желание идти в кино вызывает, в лучшем случае, половина конкурсантов:

Ксавье Долан, Джессика Хауснер, Селин Шьямма, Мати Диоп, Дяо Йинань, Бонг Джун Хо, Корнелиу Порумбойю и Клебер Мендонса Фильу (бразилец, участвовавший в каннском конкурсе 2016-го с грандиозным «Водолеем», включил в соавторы нового фильма «Бакурау» своего постоянного художника Жулиану Дорнельеша).


Спустя пару недель фестиваль всё же «исправился», добавив в конкурс Тарантино и вторую часть «Мектуба» Абдельлатифа Кешиша (о первой, показанной в Венеции два года назад, – здесь). Четырёхчасовое «Интермеццо» Кешиш закончит монтировать к самому концу фестиваля.

«Особый взгляд»-2019, в отличие от конкурса, напротив, заочно кажется чертовски интересным.

Ученик Сокурова Кантемир Балагов, автор резонансной «Тесноты», с ретро-драмой «Дылда». Брюно Дюмон с продолжением рок-оперы о Жанне д’Арк – теперь повзрослевшей. Интереснейший бирманский режиссер Миди Z, впервые приглашенный в Канн. Модный, вычурный и амбициозный галисиец Оливер Лакше. Альберт Серра с киноверсией курьезного и завораживающего спектакля в берлинском «Фольксбюне» Liberté. Карим Айнуз, Кристоф Оноре, 8 дебютов. Наконец, одновременно с добавлением Тарантино и Кешиша в основной конкурс, в «Особый взгляд» включили новый фильм нашей замечательной соотечественницы Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске»: Садилова – режиссер, виртуозно обнаруживающий в реалиях российской провинции захватывающие и парадоксальные жанровые сюжеты. Было бы эффектно, если бы в конкурсе победил «Однажды... в Голливуде», а в «Особом взгляде» – «Однажды в Трубчевске».


Большие надежды и на параллельную программу «Двухнедельник режиссеров», которой с этого года руководит новый куратор, молодой итальянец Паоло Моретти. Здесь выделяются «Зомби ребёнок» Бертрана Бонелло и «Маяк» автора «Ведьмы» Роберта Эггерса, «Первая любовь» Такаши Миике и «Дай мне свободу» Кирилла Михановского, «Оленья шкура» Квентена Дюпье и «Призрачные тропики» Баса Девоса (эстетствующий бельгиец развил невероятную активность – его предыдущий фильм Hellhole только что участвовал в «Панораме» Берлинского фестиваля).

Наконец, именно в «Двухнедельнике» будет показан новый пятичасовой фильм филиппинца Лава Диаса – sci fi «Аренда».

Подробности – в следующих репортажах.