Преступление и ускользание


Леонид Александровский
12 November 2017

Новый фильм знаменитого документалиста Джо Берлинджера «Намерение уничтожить» – о геноциде армян, его продолжающемся отрицании и киноотображении

Самая известная работа Берлинджера – помимо эпической документалки про «Металлику» Some Kind Of Monster – трилогия «Потерянный рай» (1996-2011). Снималась она на протяжение пятнадцати лет и посвящена судьбе троицы подростков из Уэст-Мемфиса, ложно обвиненных в ритуальном убийстве детей в начале 1990-х. Несколько лет назад вышел художественный фильм «Узел дьявола», снятый об этих же событиях Атомом Эгояном. В 2002 году Эгоян выпустил другой нашумевший фильм – «Арарат». Действие его происходит на съемках картины, посвященной одному из эпизодов геноцида армян, осуществленного Оттоманской империей в 1915 году.

Основное действие «Намерения уничтожить» также происходит на съемках фильма про чудовищные события 1915 года.

Фильм называется «Обещание», вышел он в прошлом году, и снял его мастер политического кино, ирландец Терри Джордж. Это не единственная картина в фильмографии Джорджа, рассказывающая об уничтожении одного народа другим: «Отель «Руанда» (2004) повествует о массовых убийствах тутси правительством хуту.


Геноцид в Руанде стал всего лишь третьим поводом учреждения Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за целенаправленное истребление людей по национальному признаку (после Нюрнбергского процесса и суда над югославскими военными преступниками).

Преследование же и уничтожение полутора миллиона армян правительством младотурков, признаваемое большинством историков геноцидом, де-юре таковым до сих пор не считается.

Именно отрицание геноцида, которое по-прежнему остается государственной позицией Турецкой республики, является болевым центром «Намерения».


У фильма имеется подзаголовок – «Смерть, отрицание и отображение», и самые животрепещущие его моменты посвящены как раз нелицеприятному «отрицательному» аспекту. Берлинджер, в частности, рассказывает о том, как в 1930-е годы Госдеп США по настоянию Турции заблокировал съемки голливудской экранизации романа Франца Верфеля «Сорок дней Муса-Дага» – про оборону одноименной горы и последующее спасение группы армян экипажем французского военного корабля.

Атом Эгоян, в свою очередь, показывает зрителям «Намерения» пропагандистскую брошюру, изданную турками для внутреннего пользования посольствами республики и описывающую карьеру режиссера в терминах «артхаусного терроризма» (!).


Не менее безумными кажутся и реплики завзятых отрицателей геноцида, вроде американского профессора Джастина Маккарти, ищущих причины одержимости современных армян восстановлением правды об уничтожении их предков в «зависти к холокосту» (!!).

Много интересного мы узнаем и о деятельном участии в организации «финального решения» армянского вопроса специалистов из Германии – страны, которая, к чести ее руководителей, продолжает оставаться примером взрослого отношения к признанию вины за преступления былой власти.


Донести важнейший общественно-исторический месседж – главная задача и фильма Джорджа, и фильма Берлинджера, название которого напрямую цитирует текст Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него, принятой на Генассамблее ООН в декабре 1948 года. В процессе оба режиссера дали прекрасную возможность показать себя целой россыпи талантливых представителей армянской диаспоры. Легендарный бизнесмен, один из «строителей» Лас-Вегаса Кёрк Керкорян в одиночку предоставил весь 90-миллионный бюджет «Обещания». Актер и драматург Эрик Богосян, снимавшийся и в эгояновском «Арарате», в фильме Берлинджера озвучил повествовательные фрагменты сценария «Обещания».

Фотожурналист Скаут Туфанкян, известная визуальными летописями первой президентской кампании Обамы и арабских революций, запечатлела массовые эпизоды «Обещания» в стиле своих работ, посвященных международным конфликтам.


Лидер System Of A Down Серж Танкян написал «настоящий армянский» саундтрек «Намерения» – с удом и дудуком – и выступил в амплуа говорящей головы. Актеры армянского происхождения, снимавшиеся у Джорджа, поделились трагическими историями своих предков.

Вывод, напрашивающийся после просмотра «Намерения уничтожить», очевиден.

Правда, как и красота, вечно ускользающая и переменчивая, может быть жизненной необходимостью для одних и поводом вечно бежать от позора для других.

Но только люди и государства, не боящиеся признать, что иногда правда может быть однозначной, получают шанс встать на ее сторону.