Брэд Питт пошёл
на «Астру»


Вадим Рутковский
30 August 2019

Конкурс Венеции 76 выстрелил дуплетом депрессивных американских фильмов – лирической фантастикой Джеймса Грея «К звёздам» и трагикомедией Ноя Баумбаха «Брачная история»

Скарлетт Йоханссон и Адам Драйвер делят ребёнка между Нью-Йорком и Лос-Анджелесом. Брэд Питт в скафандре астронавта грустит и плачет – эти космические слёзы совсем скоро и в нашем прокате. А вот «Брачная история», хоть и снята на Kodak, принадлежит Netflix, отчего в российских кинотеатрах вряд ли появится. Грустно.


Ad Astra (так называется фильм Грея в оригинале) – часть латинского девиза Per aspera ad astra, «через тернии к звёздам». В великом советском фильме с таким названием говорили и буквально: «Иди на «Астру» – отчего так и тянет, вопреки всем правилам и здравому смыслу, обозвать новый фильм пафосного (и изредка ироничного) Джеймса Грея «На Астру». Ладно, к звёздам – так к звёздам. Хорошего от них ждать не приходится – в прологе космонавт Рой МакБрайд (Брэд Питт) едва не гибнет во время монтажных работ на околоземной станции: из космоса атакуют волны гибельной антиматерии.

Луна, промежуточная станция при полетах на Марс, – вообще зона боевых действий: стоит покинуть бетонный бункер, рискуешь попасть под пули и колеса пиратов. Но и на Земле беда; освоение космоса – не роскошь, а необходимость.

Рою же на Земле и вовсе одиноко и худо – после того, как его покинула уставшая от замкнутости, похожей на равнодушие, жена (располневшая Лив Тайлер стала похожа на Монику Белуччи и появляется в эпизодах-флешбеках). Дальнейшее развитие обещает «Апокалипсис наших дней» в солнечной системе: армия и корпорация SpaceCom ангажируют Роя для секретной миссии. Он должен добраться до Марса, чтобы оттуда передать послание своему отцу (Томми Ли Джонс), много лет назад отправившемуся искать разумные цивилизации на Нептун и, предположительно, на одном из колец планеты и застрявшего. Военные считают, что безумный учёный каким-то образом причастен к выбросам антиматерии. Рой, не колеблясь, соглашается: на Земле ему скучнее, чем Нилу Армстронгу из прошлогоднего венецианского конкурсанта «Человек на Луне».


Альберто Барбера ухитряется почти каждый год находить печальный фильм про космос и людей, несущих во вселенскую бесконечность свои земные травмы: «Гравитация», «Прибытие», «Человек на Луне». Теперь вот «К звёздам», не уступающая предшественникам в медлительности, но придуманная в разы хуже.

Со сценарием у Грея, увы, швах. И списать все несуразности на то, что «это фантастика», невозможно.

Да и фантастика такая, хлипкая. Sci fi-обманка: вместо приключений – слезы в глазах Брэда Питта, избыточный voice over и навязчивый мотив сыновней зависимости от отца; то, что обещало быть межпланетным «Апокалипсисом наших дней» и космовестерном, оказывается невнятным и грустным фильмом про потерянных в звёздах. Ладно, зато саундтрек Макса Рихтера роскошный; не сравнить с музыкой Алексея Айги из «Правды» Корэ-эды – та звучит, как в сериале с «России 1». А Рихтер помогает-таки фильму влезть в голову и в ней удержаться.


«Брачная история» (Marriage Story) – на самом деле, история развода двух хороших людей, нью-йоркского театрального режиссера (Адам Драйвер) и его любимой актрисы (Скарлетт Йоханссон), променявшей на NY карьеру кинозвезды в LA. Развод оказывается мучительным – во многом, «благодаря» адвокатам, апеллирующим к худшим сторонам человеческой натуры. Адвокатов уморительно играют Лора Дёрн (со стороны жены; ей принадлежит гениальный спич про религиозные аналогии гендерного устройства общества) и Алан Алда с Реем Лиоттой (со стороны мужа).

Вообще, «Брачная история» – блистательно написанный и сыгранный кинотеатр; с долгими, на одном плане, но захватывающими, как триллер, монологами и взрывными, наперебой, диалогами. 


Но театральность тут осмыслена, оправдана профессией героя и компенсируется «пленочной» операторской работой Робби Райана.

А ещё напоминает о советской театральной классике – «С любимыми не расставайтесь»; только без авторских отчислений Володину.

Удивительно, кстати, как Ной Баумбах – близкий друг и постоянный соавтор весельчака Уэса Андерсона (в «Истории» есть как минимум один абсолютно андерсоновский эпизод – с провальными хэллоуиновскими колядками), в собственных работах оказывается угрюмцем – даже когда смешно.